Ангел Господень Библейский словарь Нюстрема

Ангел Господень евр. малах Иегова, который выступает в некоторых местах Ветх. Завета от имени Иеговы, принимая божеские почести, есть «несотворенный ангел», которого Исайя называет Ангелом лица Божия (Исаия 63:9), о котором Иегова говорит: «Мое Лицо» (Я Сам – русск. перевод); Исход 33:14 и далее, «Мое Имя в Нем» (Исход 23:21). Последний ветхозаветный пророк говорит о Нем: «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете» (Малахия 3:1). Следовательно, Вечное Слово-Иисус, который явил Бога (От Иоанна 1:18), в этом образе до Своего воплощения выступал среди народа Божия с древнего времени. Во многих относящихся сюда местах Он называется Ангелом Иеговы (евр. малах Иеговы) и, приблизительно, в двух местах – Ангелом Божиим (евр. малах Элохим, Бытие 21:17, 31:11).

Так открылся этот Ангел Завета Агари (Бытие 16:7 и дал.) «и нарекла Агарь Господа, Который говорил с ней, сим именем: «Ты Бог, видящий меня»; затем в Бытие 21:17 и далее «Бог услышал голос отрока, а Ангел Божий с неба возвал к Агари... «Я произведу от него великий народ». Тот же Ангел в Бытие 22:11 и далее (принесение в жертву Исаака) воззвал к Аврааму: «с неба Я сказал: Мною клянусь, говорит Господь» и т.д. Этот Ангел также явился Иакову (Бытие 31:11 и далее) и сказал: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле». Моисею (Исход 3:2,6) явился Ангел Господень из пламени огня, из тернового куста... и сказал: «Я Бог отца твоего... Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога». Срав. Деяния 7:30 и далее об Ангеле, который говорил с Моисеем на Синае. Также срав. Иисус Навин 5:13 и далее о «Вожде воинства Господня»; Книга Судей 13:3 и далее. В других местах слово «ангел Господень» обозначает сотворенные существа, напр., пророков (Аггей 1:13), священников (Малахия 2:7) или служебных ангелов (От Луки 1:11), которые ополчаются вокруг боящихся Его (Псалтирь 33:8) и поражают Его врагов (4-я Царств 19:35, Исаия 37:36).