Ангел Библейский словарь Нюстрема

Ангел это слово в основном тексте (евр. малах, греч. ангелос) собственно означает: вестник или посланник; оно часто употребляется в Библии, когда речь идет об обыкновенных вестниках или даже известиях (От Матфея 11:10, От Луки 7:24, От Луки 9:52, Иов 1:14, 1-я Царств 11:3, в русском переводе – вестник, посол и др.); о пророках (Аггей 1:13, евр. Аггей – ангел Господень); священниках (Малахия 2:7), о всем израильском народе (Исаия 42:19), а также о неодушевленных предметах (Псалтирь 103:4) и о слугах сатаны во 2-е Коринфянам 12:7 и, может быть, в Псалтирь 77:49. В обыкновенном значении, т.е. вестник, слово ангел употребляется также, когда говорится об Ангеле завета (Малахия 3:1) и о пастырях христианских церквей – «ангелы семи церквей» (Откровение 1:20, 2:1,8). О выражении Павла в 1-е Коринфянам 11:10 см. «Покрывало»

Обыкновенно словом ангел в Библии обозначается особый род разумных существ. Ангелы в собственном значении слова – существа другого порядка, чем люди: они окружают Бога; или Бог пользуется ими как орудием в управлении миром; через них Он помогает отдельным лицам и народам (От Матфея 1:20, Даниил 10:13). Они – или настоящие духи (К Евреям 1:14), или имеют тонкое невесомое тело (Ср. От Луки 20:36 с К Филиппийцам 3:21), но мы знаем, что они не имеют такого вида, как люди и у них не существует различных полов (От Матфея 22:30). Без сомнения, они были созданы задолго до сотворения земли. В книге Иов 38:7 говорится о том, что утренние звезды ликовали и все сыны Божий славили Бога, когда Он полагал основания земли. Библия говорит нам, что их очень много (3-я Царств 22:19, 4-я Царств 6:16-17, Псалтирь 67:18, От Матфея 26:53, От Луки 2:13, К Евреям 12:22 и дал., Даниил 7:10: «тысячи тысяч служили Ему; и тьмы тем предстояли перед Ним»). Они отличаются крепостью и силою, и называются в еврейском тексте «сильными героями» (Псалтирь 102:20, срав. 2-е Петра 2:11, Откровение 5:2, Откровение 18:21, Откровение 19:17). О их непрестанной деятельности узнаем из , Исаия 6:2 и дал., Даниил 9:21 и дал., Деяния 27:23, Откровение 8:13. Теперь они являются служителями благодати, а в будущем явятся служителями и исполнителями суда (От Матфея 13:39, 16:27, 24:31, 25:31, 1-е Фессалоникийцам 4:16). Мы читаем также о различных степенях или чинах между ними. Срав. К Колоссянам 1:16, где различаются престолы, господства, начальства и власти, и К Ефесянам 3:10, где говорится о начальствах и властях на небесах. Высшие ангельские чины: – херувимы и серафимы, напр.: Гавриил и Михаил. Срав. 1-я Царств 4:4, Исаия 6:2 и дал., Иезекииль 10:1, Даниил 8:16, 9:21, 12:1, Откровение 12:7. Библия богата рассказами о таких событиях, в которых ангелы принимали участие видимо для людей.

В некоторых местах Священного Писания говорится, что Бог действовал Сам, хотя это действие совершалось через посредство ангелов. Сравни Исход 19:3, Деяния 7:53, К Галатам 3:19.

В главные моменты божественного откровения они особенно проявляли свою деятельность, напр., во время объявления закона на Синае (К Галатам 3:19, Деяния 7:38,53), а также в таких случаях, как Рождество Христово, преображение, молитва в Гефсимании, воскресение и вознесение Иисуса Христа, равно как и при попечении о малом стаде Иисуса: От Луки 16:22 (где они приносят Лазаря на лоно Авраамово), Псалтирь 33:8, От Матфея 18:10 (где говорится об ангелах малых детей на небесах), – они всегда служат лишь орудием в руках Божиих, исполняя Его повеления (Псалтирь 102:20, Псалтирь 90:11, К Евреям 1:14). Поэтому и не допускается поклоняться им (Откровение 19:10, Откровение 22:8,9).

В то же время Писание учит нас, что все верующие находятся под их попечением и охраной, что ангелы радуются спасению грешников (От Луки 2:10, От Луки 15:7,10, 1-е Петра 1:12, срав. К Евреям 12:22). В указанных местах говорится о различных ангелах-хранителях. Слова Иисуса в От Матфея 18:10 показывают нам, что дети находятся под защитой ангелов. Срав. К Евреям 1:14, где говорится, что они суть «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Когда Петр стучал в ворота дома, где жили христиане, служанка Рода, узнав его голос, сказала, что Петр стоит у ворот, но некоторые из них не поверили ей и сказали, что это ангел (Деяния 12:15). Ангелы-хранители различных народов или ангелы, которые наблюдают за различными нациями, как посланники Божий и Его орудия, упоминаются в некоторых местах у Даниила. Так, например, мы читаем о бодрствующих ангелах в видении Навуходоносора (Даниил 4:10,14,20); в Даниил 10:13,20,21 мы читаем, о князьях-ангелах Персии, Греции и Израиля. Срав. «Михаил Архангел»

В духовном и интеллектуальном отношении ангелы, с одной стороны, описываются, как святые, скорые и послушные исполнители воли Божией, исполненные Его славой и участвующие в Его совете (Даниил 4:10,14, От Матфея 25:31); с другой стороны, – как конечные, развивающиеся существа, далекие от совершенства по сравнению с Богом (Иов 4:18, От Матфея 24:36, срав. 1-е Петра 1:12). Этим объясняется возможность отпадения: «Ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуды 1:6); «дьявол и его ангелы» (От Матфея 25:41, Откровение 12:9); «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2-е Петра 2:4).