Ад Библейский словарь Нюстрема

Ад В большинстве мест, где это слово встречается в Библии, в основном тексте ему соответствует еврейское слово «шеол» или греч. «гадес», которое обыкновенно переводится словом «преисподняя» или «царство мертвых». Шеол обозначает «прикрытая пропасть» (Бернштейн) или «пустота внутри», сравни нем. Holle; гадес – «невидимое».

Царство мертвых, куда соберутся все люди после их смерти (Иов 30:23), изображается расположенным внутри земли (Числа 16:30 и дал., Иезекииль 32:18), это страна тьмы и тени смертной (Иов 10:21) с жилищами (Притчи 7:27) и воротами (Исаия 38:10, От Матфея 16:18), земля молчания и забвения (Псалтирь 93:17, Псалтирь 87:13), где мертвые соединяются по коленам и племенам (Бытие 37:35, Иезекииль 32:21 и дал.), где они отчасти сохраняют ту одежду и тот вид, который имели на земле (1-я Царств 28:14, Иезекииль 32:27), но где не существует деятельности, размышления, знания и мудрости, а царит безразличный покой (Иов 3:13, Екклесиаст 9:10) и где уже не вспоминают о Боге и не призывают Его имени (Псалтирь 6:6, Псалтирь 29:10, Псалтирь 87:11 и дал., Исаия 3818:all и дал.), хотя Всемогущий и там присутствует (Псалтирь 138:8), так что души умерших (рефаимы) трепещут перед Ним (Иов 26:5). Относительно возмездия в преисподней живущие неясно себе представляли: угнетатель и угнетенный живут там вместе (Иов 3:13 и дал.). Саул и сыновья его встречаются там с Самуилом (1-я Царств 28:19). Из этого царства мертвых никто никогда не возвращается обратно (Иов 16:22), оно называется вечным домом человека (Екклесиаст 12:5) и смерть называется вечным сном (Иеремия 51:39,57, сравни Исаия 26:14). Все это однако не препятствовало поэтическому воображению рисовать сцены посреди умерших; так, напр., Исайя описывает, как цари в преисподней встают со своих престолов для того, чтобы с глумливым смехом встретить царя Вавилонского, вверженного в царство мертвых (Исаия 14:9 и дал.).

С другой стороны в этот мрак преисподней проникают лучи, которые предвозвещают начало дня. Такими лучами были свидетельства о взятии Богом Еноха и Илии, предчувствия некоторых отдельных верующих о жизни после смерти, напр., Псалтирь 72:23 и далее, торжественные слова Иова об «Искупителе (Иов 19:25 и дал.) и некоторые ясные пророчества об уничтожении смерти и о воскресении умерших (Исаия 25:8, Исаия 26:19, Даниил 12:2 и другие). Так как в последнем случае (Даниил 12:2) воскресение мертвых должно совершиться в два приема, то преисподняя, по представлению нового еврейства, имела две различные части, отделенные друг от друга непроходимой пропастью; одно из них предполагалось для верующих, другое для безбожников. В первой, которую назвали «раем» или «садом Едема», находятся набожные патриархи; там Авраам принимает на свое лоно всех истинных своих детей, чтобы утешить их. В другом же отделении безбожники мучаются в пламени осуждения (От Луки 16:23 и далее).

Кроме упомянутых слов, шеол и гадес, в Новом Завете есть другое слово, а именно: геенна – греческая форма еврейского слова гехенна или гехинном (см. Енномова долина). Слово это употреблено, чтобы отметить последнее место собрания осужденных. Это слово встречается в Новом Завете в 12 местах, а именно: 11 раз в 3 первых Евангелиях (От Матфея 5:22,29-30, От Матфея 18:9, 10:28, 23:15,33, От Марка 9:43,45,47, От Луки 12:5) и один раз у Иакова 3:6. В некоторых из этих мест находим название «геенна огненная», т.е. «горящая геенна»; оно обозначает то же, что и «печь огненная» (От Матфея 13:42,50) – вечный огонь или «мука вечная» (От Матфея 25:41,46), «тьма внешняя» (От Матфея 22:13, 25:30).

«Врата адовы» в От Матфея 16:18, т.е. власть и совет ада. Срав. «Ворота».