Святой, святить, освящение Библейский словарь Геце

Свят в наивысшем смысле только Бог: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; вся земля исполнена славы Его». Исаия 6:3.

В этих словах заключается признание того, что Он – превыше всего конечного и преходящаго, как вечный Царь мироздания. Исаия 57:15. Псалтирь 10:4. Аввакум 2:20.

В силу Своей всесовершенной чистоты и благости, Он не может иметь ничего общего с нечистотою и злом; Он есть вечный Свет, из Которого исключено все темное. 1-я Царств 2:2, 6:20. Исаия 6:5. Иов 5:15; 1-е Тимофею 6:16; 1-е Петра 1:15; Левит 19:2.

Как Святой, Он враг всего злого и побеждает зло Своим судом. Псалтирь 10:5. Притчи 15:26. Иис. Иисус Навин 24:19. Исаия 5:15, 10:17.

Посвященные Богу (т. е. служению Ему) люди и вещи становятся священными, «святыми». В Ветхом Завете подразумевается при этом больше внешняя их отделенность от других лиц и предметов (срвн. предписания об очищении в Исх., Лев. и Числ.) Священные предметы: суббота (Исход 20:8. Бытие 2:3), праздники (Левит 23:4), отдельные места, где появляется Господь (Исход 3:5); прежде всего – храм со священными принадлежностями (3-я Царств 9:3); Сион, святая гора Божия (Псалтирь 2:6 и др. места), и т. д.

Священные люди: весь народ Израильский, как избранный Богом в собственность (Исход 19:6); потом священники и левиты, отделенные для служения Богу (Второзаконие 10:8; 2-я Паралипоменон 23:6), и, наконец,– отдельные лица, посвящающие себя Богу особенным образом («назореи». Числа 6:1).

Но уже в Ветхом Завете посвящение. Богу обязывает не только к чистоте внешней: посвященный Господу должен иметь в себе нечто от чистоты Его, быть чист внутренно. Левит 19:2, 22:31. Псалтирь 14:all; Псалтирь 23:3, 29:5, 31:6, 33:10, 96:10. Притчи 2:8.

В Новом Завете святость людей, отдающих себя в собственность Богу, подразумевается чисто внутренняя, основанная на том, что Бог дарует им в сердце Своего Святого Духа. 1-е Коринфянам 3:16; 2-е Фессалоникийцам 2:13; К Римлянам 15:16; 1-е Петра 1:2.

Святыми называются в Новом Завете все, примиренные с Богом через Христа. Он посвятил Себя за них (т. е. принес Себя, как святую жертву) Богу, чтоб и они были освящены истиной (От Иоанна 17:19), и поддерживает их в общении с Ним, как их Посредник и Ходатай. К Ефесянам 5:25; 1-е Коринфянам 6:11. Поэтому христиане во многих местах Писания называются «святыми». напр., К Римлянам 1:7, 16:15; 2-е Коринфянам 1:1; К Ефесянам 1:1, 4:12; К Колоссянам 3:12 и т. д.

Разумеется, на земле они еще не совершенно очистились, и Апостолы должны постоянно наставлять своих пасомых в этом духе; поэтому их обязанность стремиться с молитвою к тому, чтобы имя Божие через них святилось (т. е., чтобы они своим поведением приносили небесному Отцу надлежащую Его имени честь). Задача же их в том, чтобы путем постепенного освящения (т. е. внутреннего очищения) более и более приближаться к цели, – к уподоблению Божией натуре, и Бог Сам ведет их к этой цели. 1-е Петра 1:15-17, 2:1,2,5; К Римлянам 6:19, 12:1; 2-е Коринфянам 7:1; К Филиппийцам 1:6, 2:12; 1-е Фессалоникийцам 4:3, 5:23; К Евреям 12:14.