Свобода, свободный Библейский словарь Геце

Свобода во внешнем смысле (противоположность угнетению, рабству, плену).

Вопрос внешней свободы играл большую роль в жизни народа Израильского. Порабощение в Египте, пленение в Вавилоне и гнет правителей селевкидов оставили в народной памяти такой же неизгладимый след, как и чудесное спасение из египетского дома рабства, возвращение из вавилонского плена и освободительные возстания Маккавеев. А как живо было в народной душе стремление к свободе и под римским владычеством, видно из негодующего возражения иудеев Иисусу на Его слова: «Истина сделает вас свободными»: – «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными?»

Особенно тяжело было благочестивым израильтянам, когда насильник хотел ограничить их религиозную свободу; но они каждый раз геройски отстаивали свою веру (см. кн. Даниила). Так же стойки были люди новозаветного общества (Церкви) в исповедании своей веры во Христа. Деян. гл. 4; 5; 7; 24; 25.

Чудную перспективу рисует нам ап. Павел (К Римлянам 8:21).

Однако, понятие «свобода» во внешнем смысле не требует особых разъяснений, так же как выражение «говорить свободно», само собою понятное, напр. От Иоанна 18:20, 11:14. Деяния 2:29.

Зато необходимо очень тщательно разобрать проблему свободы внутренней, для уяснения себе вопроса, что именно Библия разумеет под свободой в духовном смысле и какой путь указывает для ее достижения. Библия предполагает у человека известную свободу внутреннего выбора, иначе она не обратилась бы к нему с требованиями и не дала бы ему понять, что от его воли зависит принять или не принять предлагаемое Богом помилование; во всяком случае человеку дана возможность внутренно соглашаться с проявлениями добра и желать милости Божией: Исаия 7:16. Иис. Иисус Навин 24:14. К Римлянам 2:6-10, 7:22. От Матфея 16:24, 23:27. От Иоанна 7:17.

С другой стороны, Писание предполагает, что зло в человеке есть врожденное начало, ибо побуждения плоти в нем пересиливают дух, а воля недостаточно сильна, чтоб освободиться от рабства греху. Бытие 8:21. От Иоанна 3:6, 8:34. К Римлянам 6:20, 7:14. К Ефесянам 2:5.

Свободой Библия называет получение способности думать, желать и поступать в согласии с волей Божией. Этой свободы никто не может дать себе сам; она есть дело Божие, Его дар через Сына и Духа. От Иоанна 8:36. К Римлянам 7:24, 8:2-4; 2-е Коринфянам 3:17.

Водимому Духом Святым не нужны более внешния предписания закона, являвшияся лишь предварительным, временным и элементарным наставлением в воле Божией; он свободен от закона, потому что им управляет внутренний закон любви – «совершенный, царский закон свободы». От Матфея 22:37-40. Деяния 15:10. К Римлянам 8:14, 13:10. К Галатам 3:24, 4:5, 5:1,18. К Колоссянам 2:16.

Но эта свобода в настоящее время еще не так совершенна, чтобы христианин был избавлен от всякой борьбы.

Дух и плоть – в постоянном раздоре между собой. К Галатам 5:17 – поэтому увещание. К Колоссянам 3:5,8. Полная свобода настанет лишь после искупления тела. К Римлянам 8:23.

Необходимо избегать главным образом двух опасностей: возвращения к чисто внешней подзаконности. К Галатам 5:1; 1-е Тимофею 4:4. и другой – чтобы чувство свободы не было поводом к угождению плоти или пренебрежению вниманием к слабому брату. 1-е Коринфянам 6:12, 8:9, 10:23; К Галатам 5:13; 1-е Петра 2:16. К Римлянам 14:15,21.