Праведность – справедливость Библейский словарь Геце

Праведность есть совершенная безупречность поступков; справедливо то суждение, которое соответствует истине.

Праведность Божия.

Несмотря на то, что все действия Божии праведны, и не может быть иначе, Св. Писание все же постоянно с особенным ударением возвращается к этой истине, чтобы утвердить ее в сознании человека, вместе с благоговением и доверием к Богу.

Божия праведность вечна и непоколебима. Второзаконие 32:4. Псалтирь 144:17, 110:3, 135:7, 118:142, 88:15.

Господь вступается за слабых и угнетенных. Исаия 41:10. Псалтирь 9:9, 139:13.

Праведность Божия открывается:

в законе, который Бог дал Своему народу. Второзаконие 4:8. Псалтирь 18:10, 110:3.

в Его судах. Откровение 16:7. Псалтирь 95:13. Исаия 59:17. Деяния 17:31. Иов 34:11. К Римлянам 2:6.

Так как наряду с праведностью, Бог является Заступником бедных и угнетенных, то ясно, что праведность Божия неразлучна с милосердием и благостью, все вместе слагаясь на совершенство Божеского естества, как его вечные нормы. (Захария 9:9 – о Мессии).

В 1Иоан. 1, 9 сказано: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» ... Ибо Его милосердие всегда принимает и прощает раскаивающихся – срвн. притч. о блудном сыне и Иезек. 33, 19. Даниил 9:16. Псалтирь 114:5.

Ап. Павелв особенности связывает весть о благодати Божией (Евангелие) с Его праведностью. К Римлянам 1:17, 3:25,26. Евангелие чудно открывает нам в крестной смерти Христа полную согласованность Божией справедливости с любовью: Всеправедный, Он побеждает зло мира любовью и возстанавливает нарушенное в нем равновесие, примиряя с Собою павшее человечество. Наша задача состоит в том, чтобы всецело уповать на Божию праведность и славить ее. Наше дело славить ее хвалою уст, а также смиренною покорностью, когда Он карает. Псалтирь 70:15, 144:7. Неемия 9:33.

Сомнение в Божией справедливости отягчало уже не одно сердце. Причина в том, что нашему взору недоступен конец Божиих путей. Для полного доверия нужна твердая вера в благость Отца небесного. Не наше дело пытаться объяснять Его и оправдывать Его действия. Он найдет оправдание их в Свое время и Сам: Псалтирь 72:all. кн. Иова. Иеремия 12:1. Исаия 40:27. Псалтирь 36:37, 42:5. срвн. К Римлянам 11:33-36.

Праведность человека.

В глазах людей праведен тот, кто честен, правильно судит и, по человеческой мерке, правильно поступает; перед Богом праведен тот, кого Бог делает праведным.

Честность в обычном человеческом смысле высоко ценится и в Библии, в противовес всем видам человеческой испорченности. 1-я Царств 24:18; Псалтирь 14:2; Притчи 2:20, 10:3,1, 13:5, 14:34.

Различие Между праведными и неправедными в Библии выступает особенно ярко в том, что первые взирают на Бога и стараются исполнять Его волю; последние же не заботятся о Боге и Его заповедях: это – безбожники.

Это различие имеет значение и в очах Божиих, ибо Господь ценит старание жить богоугодно, хотя-бы оно и не всегда достигало цели. Малахия 3:18. Псалтирь 1:6, 7:10, 31:11, 63:11, 96:11 и т. д. Исаия 3:10. Деяния 10:35. Примеры: «Ной был человек праведный» (Бытие 6:9); Симеон «был муж праведный и благочестивый» (От Луки 2:25); Корнилий (Деяния 10:22) и т. д.

Эта праведность проявляется в том, что благочестивому дорога заповедь Божия, и он употребляет усилие, чтобы ее не нарушить, но исполнить, а в особенности старается оказывать ближнему милосердие, подобно как Бог оказывает его грешникам. Второзаконие 6:25. Псалтирь 36:21,26,30. Притчи 21:15, 29:7. От Матфея 9:13.

Таких праведников Господь благословляет. Исаия 1:19. Иеремия 7:23. Второзаконие 28:all. Псалтирь 96:11, 36:17,25,29, 33:16. Притчи 3:33, 15:29, 10:3, 11:28, 18:10.

Удивляет в некоторых местах Библии собственная переоценка благочестивых. Но пророки выступают против нея, указывая на несовершенство всякого человеческого старания, и на необходимость Божественной помощи и для внутренней жизни. Псалтирь 7:9, 17:21,24. Иов 15:14, 27:6,31, 25:4. Исаия 45:24, 64:5. Даниил 9:18.

У фарисеев восхваление собственной праведности дошло до наивысшей степени. Вот почему так резко осуждает их Господь Иисус, указывая Своим на то, что им нужна другая праведность, и что человеческое усилие не ведет к цели.

От Луки 18:11. От Матфея 5:20,23 (обличительная речь против фарисеев и книжников); От Матфея 5:21. Толкование Иисусом закона и заключительные слова ст. 48: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». От Матфея 19:25.

Однако уже в Ветхом Завете прокладывает себе дорогу сознание, что выше собственного усердия достигнуть праведности Бог ставит нечто другое, Ему благоугодное, а именно – веру, которая вполне Ему доверяется. Бытие 16:5. Псалтирь 63:11. Аввакум 2:4.

В Новом Завете открыто – как путь к праведности, которая имеет значение для Бога, – что Бог Сам делает человека праведным по милости Своей, через благодать.

Это Он совершил однажды – тем, что на основании примирения во Христе прощает верующему грехи, соединяет его с Собою, как помилованнаго, и принимает, как Свое дитя (срвн. притчу о блудном сыне). К Римлянам 3:23,2528. и гл. 4. К Филиппийцам 3:8. К Галатам 2:16. К Ефесянам 2:8.

Раз приняв человека в общение с Собою, Бог заботится о том, чтобы он достигал праведности. 1-е Коринфянам 1:30. К Римлянам 5:18, 6:22, 8:3. К Филиппийцам 1:6:10.