Избирать, избрание, избранный Библейский словарь Геце

Прежде всего нужно помнить, что слово «избирать» может употребляться и употребляется в различном смысле: Оно может значить: делать выбор между несколькими возможностями. Иисус Навин 24:15; 2-я Царств 24:12; Исаия 7:15; Псалтирь 118:30; От Луки 10:42; К Филиппийцам 1:22.

или: предпринимать отбор лучшаго, особенно когда дело идет о поручении кому-нибудь или определении кого-нибудь на должность. Исход 17:9; 2-я Царств 10:9; Второзаконие 18:5 и др. От Луки 6:13. Деяния 6:5; 1-я Паралипоменон 28:5; Псалтирь 104:26.

Это значение слова, затем, легко переходит к дальнейшему: предпочитать на основании особого благоволения. Бытие 13:11; Второзаконие 12:11; Псалтирь 105:23; Исаия 58:5; Псалтирь 88:4.

Наконец, слово «избранный» может иметь значение: драгоценный, отборный, превосходный (без отношения к выбору). Исход 15:4; Исаия 22:7, 37:24. Песни Песней 6:9; 1-е Петра 2:6.

В отношении избрания Богом необходимо безусловно держаться мысли, что Бог прежде всего справедлив, что у Него не может быть произвольного предпочтения, как у людей; выбирая Свои орудия, Он имеет в виду лишь осуществление Своих вечных побуждений любви к человеку. При этом временное выполнение Его вечных мыслей, конечно, иногда обусловлено мероприятиями, для нас непостижимыми, так как мы не можем видеть конца Божественного плана. Здесь «терпение и вера святых!» (Откровение 13:10). Справедливо сказал однажды один муж Божий: «Тебе подобает непостижимость!»

В Библии нашему взору представляется прежде всего избрание орудий, посредством которых Бог ведет Свое определение к осуществлению и, шаг за шагом, раскрывает Свой план спасения. Сюда относится прежде всего избрание Им народа Израиля и всех тех мужей, которых Он употребляет для служения Ему. Второзаконие 7:6. Псалтирь 134:4. Исаия 41:8. Псалтирь 77:70. Деяния 9:15.

Выдающеюся особенностью этого избрания является то, что оно не обусловлено природными преимуществами или заслугами избираемаго: Бог дает предпочтение тому, что мало и незначительно в глазах людей, наделяет его Своими дарами и являет в нем Свою силу. Второзаконие 7:7, 9:6; 1-я Царств 16:7; Исход 4:10; Иеремия 1:6; 1-е Коринфянам 1:27.

Особенно ясно видна забота Божия об избранных и Его долготерпение. Иисус Навин 24:all; Осия 11:all; Исаия 40:all; Иеремия 31:all.

Господствующею мыслью и всеобъемлющею конечною целью каждого избрания является собирание детей Божиих в одну вечную Церковь, Церковь вселенскую.

К этой Церкви призваны все; спасение даруется всем. От Иоанна 3:16; 1-е Тимофею 2:4; К Титу 2:11; 1Иоан. 2, 2.

Эта церковь детей Божиих созидается постепенно во временном бытии, почему те, которые к ней прилагаются (Деяния 2:41:47) являются каждый в отдельности и все вместе избранными – от вечности, ибо Церковь есть выражение вечной мысли Божией. 1-е Петра 2:9. К Колоссянам 3:12. От Матфея 24:31. От Луки 18:7. К Ефесянам 1:4-5:27. К Римлянам 8:28.

В том месте, где сказано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (К Римлянам 9:8), ненависть должно понимать как пренебрежение: срвн. От Луки 14:26, где также не может быть речи о чувстве ненависти. И если Иисус говорит: «Много званных, а мало избранных» (От Матфея 22:14), то смысл слова «избранных» здесь тот, что немногие составляют отборную, годную группу только потому, что – как очевидно из сопоставления – не идут на зов Божий.

Хотя Бог все сделал и все делает, чтобы привести нас к Церкви избранных, однако свободная воля человека может противиться Его зову и водительству (Деяния 7:51); поэтому те, которые вняли Его зову, и заботятся о том, чтобы удержаться на пути, ведущем к цели, и не погрузиться вновь в обманчивую трясину мира. 2-е Петра 1:5:10, К Римлянам 2:6,12,13; 1-е Коринфянам 10:2.

Впрочем будем помнить, что и там, где временное отвержение является следствием непослушания, еще не всегда конец Божиим мероприятиям для спасения сошедщих с Его пути: Он в Своей славе совершает дивное и непостижимое, несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем; таков смысл разсуждений в Рим. гл. 9–11.