Господь Библейский словарь Геце

(господин, государь).

Наименование «господин» обозначает у людей высшее, в сравнении с другими, положение того, кто приказывает и распоряжается.

Примеры: господин виноградника От Матфея 20:8; господин над домашней прислугой Бытие 24:9. От Иоанна 13:16; господин (глава) семьи Бытие 3:16; 1-е Петра 3:16. Обращение со словом «господин» является, следовательно, признанием такого высшего положения. 1-я Царств 26:17. От Матфея 15:27. Деяния 16:30 и др.

Бог, как Творец неба и земли, есть господин над всем; поэтому должно чтить Его превыше всего и, соответственно, повиноваться Ему.

Бог – Властелин над всем: Второзаконие 10:17; 1-е Тимофею 6:15; Иисус Навин 3:11; Михей 4:13.

Ему должно оказывать послушание и воздавать честь превыше всех и всего. Малахия 1:6. Псалтирь 8:2. От Матфея 11:25.

По возвращении из Вавилонского плена вошло в обычай избегать произнесения имени Божия «Иагве», чтобы не преступить заповеди в Исход 20:7; положено было вообще не произносить его: поэтому в Ветхом Завете всюду, где встречается это имя, с согласными слова «Иагве» соединены были гласные слова «Господь» (Adonai) в знак того, что читать нужно это последнее. В русском переводе наименованию «Иагве» или «Агве» соответствует наименование «Господь» или «Господь Бог» Исход 2:4; Исаия 28:16.

Значение слова «Иагве» явствует из того места книги «Исход» (Исход 3:14), где Бог из огненного куста говорит Моисею Свое имя: «Я есмь Сущий», и повелевает сказать сынам Израилевым: «Сущий послал меня к вам». – Слово «Иагве» употреблено в 3-м лице, следовательно – «Он есть» Господь

Употребительное у нас слово «Иегова» составилось из соединения согласных слова «Иагве» и гласных слова «Адонаи».

Особенно часто встречается у пророков наименование Бога «Господом Саваофом», т. е. Господом сил и воинств. Подразумеваются, конечно, небесные воинства; по крайней мере, слово «zeba» (единств. число множественного – «Zebaoth») прилагается и к сонму Ангелов, напр. 1-я Царств 22:19 и к мириадом звезд, напр. Исаия 40:26. Быть может при этом должно думать о безконечных и безграничных возможностях творческого могущества Божия, созидающего все в необъятном количестве, – не только Ангелов и звезды, но и людей, животных и растения, и господствующем над всем мирозданием.

Наименование «Господь» приличествует по достоинству и Тому, Кого Бог послал в мир, как Своего Сына, и опять возвысил, по совершении Его дела.

Ученики назвали Иисуса «Господом» уже во время Его земной жизни, и Он подтвердил им, что это наименование Ему принадлежит по праву; указал также и фарисеям на то, что в псалме 109 Давид называет Мессию своим Господом, несмотря на то, что Мессия – Его сын (потомок). От Матфея 22:43 и т. д. От Луки 5:8, 12:41. От Иоанна 13:13.

По воскресении и вознесении Иисуса это Его наименование, «Господь», приобретает свое полное значение лишь в Его Церкви. С того времени оно означает царственную власть Христа и становится связующим звеном для членов Его Церкви, звеном внешним н внутренним, указывающим на то, что Иисус Христос – их Господин и Владыка. К Филиппийцам 2:9-11. От Матфея 28:18. Деяния 2:36. К Римлянам 1:7, 10:9, 14:9.

«В Господе» Его верные имеют основание для своей внутренней и внешней жизни; все, что с ними случается, что они делают и что переживают – все происходит «в Господе», т. е, человек действует, взирая на Него, в связи с Ним, под Его водительством, в Его силе; и «в Нем» все верные слиты в одно целое – Его Церковь. К Колоссянам 2:6,7. От Иоанна 15:5. К Римлянам 8:1.

Говорится о хождении в Господе К Колоссянам 2:6,7; о труде в Господе 1-е Фессалоникийцам 5:12. К Римлянам 16:12; о речи и свидетельствовании в Господе 2-е Коринфянам 11:17. К Ефесянам 4:17; о радости в Господе К Филиппийцам 4:4; об упокоении в Господе 1-е Коринфянам 15:18. Павел называет Тихика возлюбленным братом и верным служителем и сотрудником в Господе К Колоссянам 4:7; себя самого – узником в Господе К Ефесянам 4:1, а церковь в Ефесе – светом в Господе. Христиане же суть братья в Господе К Филиппийцам 4:1; единомысленны в Господе К Филиппийцам 4:2 и возрастают в святой храм в Господе К Ефесянам 2:21.