Дух Библейский словарь Геце

Дух человека.

От видимаго, телесного облика человека невидимый, духовный облик его отличается тем, что он есть самая сущность и, в то же время, жизненное начало человека. В нем две ступени: низшая, общая с животным (чувствование, волевые побуждения и способность сочетания идей), и высшая, духовная сущность с самостоятельным суждением, самосознанием и способностью размышлят о себе, давать себе отчет в своем внутреннем состоянии и направлять свои действия, принимая за них ответственность.

Эта духовная сущность определяется в Св. Писании (как в древнееврейском, так равно в греческом тексте) словом, обозначающим, собственно, «дуновение» или «дыхание» (также «ветер»), и выражающим понятие о чем-то невидимом, но живом. Эта истинная сущность человека внедрена в него Богом, вечносущим невидимым Духом, и покидает тело человека при смерти. Бытие 2:7. Исаия 42:5. Екклесиаст 12:7. Псалтирь 145:4. Деяния 7:58. От Луки 8:55.

Низшая и высшая ступени во внутренней жизни человека не всегда резко разграничены, так же как их обозначения «душа» и «дух», нередко переходя одно в другое, почти как синонимы. Однако первоначальное назначение высшей ступени состояло в том, чтоб управлять низшею и телом; это взаимоотношение нарушено грехом: От Луки 1:46; 1-е Фессалоникийцам 5:22; но К Евреям 4:12. Иуды 1:19, где дословно значится: душевные, не имеющие духа. К Римлянам 8:3.

Способности духа:

Сила суждения и самосознание: Псалтирь 76:7; 1-е Коринфянам 2:11.

Способность отличать добро от зла и делать выбор, соглашаясь с тем или другим. У Исаия 7:15 пророк говорит о том времени, когда дитя «приобретает знание отвергать злое и избирать доброе». Псалтирь 50:5. К Римлянам 7:25.

Прежде всего дух человеческий способен, благодаря своему происхождению, возвышаться над видимым миром и стремиться к невидимому Богу. Исаия 26:9. Псалтирь 41:3.

Дух Божий.

Бог есть Дух Вечносущий, являющийся Первопричиной и Творцом всего живущаго: От Иоанна 4:24; Псалтирь 101:28, 89:1,2. Бытие 1:2; Псалтирь 32:6, 103:30; Исаия 42:5; Иов 33:4. Деяния 17:25.

Дух Божий проявляется больше всего в людях, которых делает Своими орудиями, либо временно для определенной цели, либо надолго для особого служения: Иов 32:8; Числа 27:38; 1-я Царств 16:13 (после того, как Самуил помазал Давида в цари); 1-я Царств 10:10 (временное действие Духа Божия).

Судьи Израиля также получали Духа Божия (Книга Судей 3:10 – Гофониил; Книга Судей 6:34 – Гедеон; Книга Судей 11:29 – Иеффай и др.); но больше всех – пророки (Исаия 59:21. Иезек. 11, 5. Михей 3:8 и др.) и составители Св. Писаний (2-е Петра 1:21).

Божий план имеет в виду подготовить человечество к тому, чтобы все исполнились Духом Бога и стали, через это сродными Ему по существу детьми Его. К Римлянам 8:14.

Это уже предсказано в Ветхом завете: Иезек. 36, 26. Исаия 44:3. Иоиль 3:1.

Бог осуществляет Свой план через ниспослание на землю Сына Своего, Который, в вечном духовном общении с Отцом, есть одно с Ним. От Иоанна 10:30; 2-е Коринфянам 3:17. Через искупительный подвиг Иисуса Духу Божию (святому Духу) открыт путь в сердца людей, верующих в Иисуса, как своего Спасителя. Господь Иисус прежде всего обещал Духа Святого Своим ученикам и ниспослал Его в день Пятидесятницы. От Матфея 3:11. Исаия 11:2. От Иоанна 3:34. От Луки 4:18, 24:49. От Иоанна 14:16:23. (Вместо «Утешителя» следовало бы перевести «Помощника»: пока с ними был Иисус, Он был их Божественным помощником; теперь Дух Святый в их сердцах должен являть им Отца и Сына) От Иоанна 16:7. Деяния 2:all.

Дух обновляет внутреннего человека.

Он есть самоотдача Божия, и отныне – таинственная сокровенная жизнь детей Божиих. От Иоанна 3:5; 2-е Коринфянам 5:17; От Иоанна 3:8; К Колоссянам 3:3; От Иоанна 14:17; 1-е Коринфянам 2:14; От Иоанна 6:63.

Дух есть свободный дар Божий; он может быть получен через покаянное с верою обращение к Иисусу, как к дарованному нам Богом Спасителю, с сердечною просьбой, на основании возвещенного нам слова (что и знаменует собою крещение). К Ефесянам 2:4; Деяния 2:38; К Титу 3:5; К Ефесянам 1:13; Деяния 19:4-6, 10:44; К Галатам 3:2; От Луки 11:13; Деяния 8:15-19.

Влияния Духа изображены внешними явлениями, сопровождавшими Его сошествие на учеников в день Пятидесятницы: огнем и вихрем (огонь светит и греет, но и сжигает; вихрь – признак огромной увлекающей силы).

В первое время христианства, кроме Апостолов, и отдельные члены церкви бывали одаряемы необычайными духовными способностями, впоследствии отнятыми (дар пророчества, исцеления больных, владение разными языками) 1-е Коринфянам 12:all и 1-е Коринфянам 14:all.

Среди обычных в то время духовных даров следует прежде всего назвать внутреннее озарение, благодаря которому человек учится познавать Бога, Иисуса и засвидетельствованную Им Божественную истину. От Иоанна 16:8-11:13; 1-е Коринфянам 2:10, 12:3; К Ефесянам 1:17.

Дух производит в то же время очищение и освящение сердца в любви; человек учится творить волю Божию внутренним к этому побуждением и уже не связан внешним законом: К Галатам 5:16; К Римлянам 8:2, 4:10, 5:5. – Другие плоды Духа см. К Галатам 5:22; 2-е Тимофею 1:7; К Галатам 5:18; 2-е Коринфянам 3:17; К Римлянам 7:6.

Дух направляет стремления и мысли в высь и укрепляет сердце в надежде. К Ефесянам 1:13; 2-е Коринфянам 1:22; К Римлянам 8:11, 15:13.

Итак Дух является живою связью, соединяющею нас с Богрм и скрепляющею Церковь Божию в мире: К Ефесянам 2:18, 4:3. К Филиппийцам 2:1 и 2-е Коринфянам 13:13.

Насколько славен и неизмеримо велик дар Святого Духа, настолько велика вина того, кто противится действующему в нем Духу или даже возстает против Него с хулою: 1-е Фессалоникийцам 4:8. Деяния 7:51. От Матфея 12:32. Деяния 5:3. (Анания и Сапфира.) К Евреям 6:4.

Если в Откровение 1:4 говорится о семи духах, находящихся пред престолом Божиим, или в 1-е Коринфянам 14:32 – о «духах» пророческих, то это не значит, что Дух Божий разделился: множественность указывает лишь на разнообразие действий и даров Духа; но Дух один и тот же, производящий все во всех. 1-е Коринфянам 12:4.