Житница Библейская Энциклопедия Брокгауза

Житница: 1) упоминаемые в Притчи 3 и в От Луки 12:24 житницы – это помещения для хранения зерна. Вероятно, речь идет о небольших помещениях без окон внутри дома, возможно, подвального типа. Намек на наличие в Палестине библ. времен подвалов-кладовых содержится в Иеремия 41:8;

2) хранилище для зерна и других продуктов (Иеремия 50:26; Иоиль 1:17). В ветхозаветные времена так обычно называли круглую емкость диаметром 2–3 м, имеющую отверстие в верхней части. Ж. храма называли более обобщенно – кладовыми (1-я Паралипоменон 26:15:17). Настенная живопись, обстановка гробниц и надписи дают достаточно полное представление о Ж. егип. фараонов (Бытие 41:35:36), о засыпке и учете зерна, а также о должностных обязанностях и титуле «смотритель над житницами». Более крупные хранилища сооружались в определ. городах с учетом адм. нужд и стратегич. необходимости. Израильтяне были вынуждены построить для фараона в Египте «города запасов» – Пифом и Раамсес, которые рассматривались как опорные пункты для воен. походов. С их помощью египтяне поддерживали свое владычество над Арамом (Сирией) и Палестиной (Исход 1:11). Соломон, заботившийся об укреплении своего царства, также сооружал «города для запасов» (3-я Царств 9:19; 2-я Паралипоменон 8:4:6). Как свидетельствуют результаты раскопок, такими городами регион. значения с хранилищами для зерна и других продуктов, собиравшихся в качестве натур. податей, были также Лахис и Бет-Шемеш (Вефсамис). В казематной конструкции (⇒ Крепость, II,4) гор. стен Девира, Бет-Шемеша, Гезера, Хацора исследователи также видят указание на то, что эти населен. пункты представляли собой «города для запасов». Пустоты внутри стен, первонач. служившие хранилищами, позднее были частично засыпаны щебнем. Ровоам (2-я Паралипоменон 11:11), а позднее Иосафат (2-я Паралипоменон 17:12) и Езекия (2-я Паралипоменон 32:28 и след.) продолжили эту практику. Подобные города существовали и в Израильском царстве (2-я Паралипоменон 16:4);

3) помещение для хранения продуктов растениеводства, прежде всего зерна (Бытие 41:56; Второзаконие 28:5:8; Псалтирь 143 и др.). Как наполненные Ж. отождествлялись с благополучием и Божьим благословением (Притчи 3:10), так опустевшие или разрушенные Ж. были символом бедствия и запустения (Иоиль 1:17; Аггей 2:19).