Жилище, обитать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Жилище, обитать I. Вечное Ж. Бога – на небе (Псалтирь 2:4; К Евреям 8 и след.; К Евреям 9:11; Откровение 15:5). Но поскольку Господь хочет обитать среди Своего народа, то Он повелевает Моисею построить на земле святилище по указ. образцу (Исход 25:9), шатер (⇒ Скиния), который можно во время странствования переносить с места на место. Здесь Бог являлся Своему народу, как позднее в ⇒ храме (3-я Царств 8 и след.); отныне каждый израильтянин знал, где ему следует искать Бога (Псалтирь 121). Осознание того, что в храме обитает Бог, заставляло израильтян и в изгнании направлять свои молитвы в сторону Иерусалима (Даниил 6:11). И все же оказалось, что это Ж. не было соверш., ибо здесь Господь обитал во мгле (3-я Царств 8:12), а человек, приблизившийся к Нему незванным, должен был умереть (Числа 3:10; Числа 18:7; ср. Исаия 6:5). Это Ж. Бога на земле люди подвергали осквернению своим нечестием (Левит 15:31; Иеремия 23:11). кроме того, это малое Ж. не могло вместить славу великого Бога (3-я Царств 8:27). При всей радости, которую вызывает святилище, не следует забывать о том, что только небесное Ж. достойно Бога (Исаия 66:1).

II. В НЗ Бог также обитает в Своем народе на земле, но уже не в построенном человеч. руками храме (Деяния 7:48; Деяния 17:24). В Иисусе слово Божье обитало среди нас во плоти (досл. «жило в шатре»; От Иоанна 1:14), через три дня после Своей смерти Он соорудил истинный храм Своего тела (От Иоанна 2:19). Отец обитает на земле во Христе (От Иоанна 14:10), во Христе обитает вся полнота Божества (К Колоссянам 1:19; К Колоссянам 2:9). Теперь на этом краеугольном камне стоит храм из живых камней (1-е Петра 2 и след.), т.е. людей, в которых Отец и Сын сотворили Свою обитель (От Иоанна 14:23) посредством Св. Духа (К Римлянам 8:9:11; 1-е Коринфянам 3:16; 2-е Тимофею 1:14). Христос через веру обитает в их сердцах (К Ефесянам 3:17), и Бог вселяется в них и ходит в них (2-е Коринфянам 6:16), т.е. Он входит не в малое помещение, чтобы говорить только с одним человеком, а наполняет Своим присутствием все здание Своей Церкви.

III. Созиданием Церкви Божья цель еще не достигается. Когда Авраам пришел в землю, которую Бог намеревался дать его детям, он не строил там постоянных Ж., а жил в шатрах в знак того, что остается пришельцем в этой земле и ожидает города, Художник и Строитель которого – Бог (К Евреям 11 и след.). Это пример для Божьего народа Нового Завета, как и переход Израиля через пустыню в землю обетованную (К Евреям 4). Верующие – пришельцы в этом мире (1-е Петра 2:11), здесь у них нет постоянного города, они стремятся к будущему (К Евреям 13:14). Каждый из них живет здесь в хижине, которая когда-нибудь разрушится (2-е Коринфянам 5:1), но может радоваться этому, ибо знает, что Христос приготовил ему место в доме Отца Своего (От Иоанна 14:2). Там Господь собирает своих чад, которые через возрождение уже имеют жительство на небесах (К Филиппийцам 3:20) и будут жить у Него вечно (Откровение 7:15; Откровение 21:3; Откровение 22 и след.).