Жизнь, живой Библейская Энциклопедия Брокгауза

Жизнь, живой I. ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ

1) в ВЗ под словом «жизнь» [евр. хайим] подразумевается прежде всего телесная Ж. человека, т.е. тот ее период, который ограничен рождением и смертью. Сущность Ж. видится в таких ее проявлениях, как голод и жажда, любовь и ненависть. В этом значении понятие «Ж.» тесно связано с понятиями ⇒ плоть [евр. басар] и ⇒ душа [евр. нефеш]. Бог – Творец Ж., тела и души (Бытие 2:7); Он вдохнул в человека «дыхание жизни», и «стал человек душею живою». Т.о., Бог – это «источник жизни» (Псалтирь 35:10), в т.ч. и для животных, и для растений (Бытие 1:24; Второзаконие 10:14). Однако человек занимает особое место среди живых существ (ср. Псалтирь 8), т.к. только в него Бог вдохнул дыхание Ж., т.е. наделил его какой-то частью Своей сущности и Своей Ж. Среди даров, данных Богом человеку, Ж. является первым и самым ценным даром (Иов 2:4; ср. Второзаконие 30:15). Особая Божья милость заключается в том, что Он дарует человеку долгую жизнь; в ВЗ о долгой Ж. говорится как о награде за благочестие и смиренную веру (Исход 20:12; Псалтирь 90:16). Из немногочисл. ветхозаветных свидет-в нельзя с определенностью заключить, что Бог хотел с самого начала даровать человеку вечную Ж. (Бытие 3:22) или что Он предполагал наделить его Ж. долгой и насыщенной (Иов 42:17). Но ясно одно: уменьшение продолжительности Ж. и вообще краткость человеч. Ж. (см. Бытие 6:3; Иов 20:8; Псалтирь 89:10; Исаия 40:6:7; особенно Притчи) означают Божье наказание. Бог утверждает Ж. Своей свящ. заповедью (Исход 20:13; От Луки 6:9). Он желает сохранить (Бытие 1:28; Второзаконие 32:39; Иов 10:12) и умножить (Бытие 9:7) сотворенное Им. В ВЗ главным элементом Ж. считается дыхание (см. Бытие 2:7; Псалтирь 103:30; Иезекииль 37:8-10), которое иногда отождествляется с «духом». С др. стороны, носителем Ж. названа также ⇒ кровь (Бытие 9:4; Левит 17:11; Второзаконие 12:23);

2) в НЗ получила свое дальнейшее развитие ветхозаветная идея о том, что человек – это «живущая душа» (Деяния 17:25; 1-е Коринфянам 15:45). Естеств., бренная Ж. [греч. дзоэ] – великое благо, данное человеку Богом, и этим благом Бог может заново одаривать человека (От Марка 5:23), являясь его единств. Господом (От Луки 12:20; 2-е Коринфянам 1:9; Псалтирь 89:4). Люди должны подражать Иисусу, вступившему в борьбу со ⇒ смертью (⇒ Воскресение, III,А) и желавшему поддержать жизнь (От Иоанна 10:10). Этому учит притча о милосердном самарянине (От Луки 10:25-37), а также заповедь любить Бога и своего ближнего (От Марка 12:29-31).

II. ЖИЗНЬ В РОЖДЕНИИ ОТ БОГА

1) В Библии – и прежде всего в НЗ – говорится не только о телесной Ж., начало и конец которой определяются рождением и смертью, но и об иной Ж., берущей свое начало в чудесном рождении от Бога (От Иоанна 3:3:5); именно об этой новой Ж. говорится в посланиях ап. Иоанна (напр., 1-е Иоанна 5:1:4). Новое рождение, или ⇒ возрождение, открывает доступ в новую Ж. Новая Ж. становится действительностью через веру, т.к. вера связывает человека с Тем, Кто Сам есть новая Ж. от Бога (От Иоанна 14:6; К Филиппийцам 1:21). Установление подобной связи с Иисусом приносит освобождение и исцеление от греха (⇒ Прощение, простить; ср. Числа 21:8). Вера придает человеч. жизни совершенно новое качество (2-е Коринфянам 5:17). Телесная Ж., которая представляет собой не что иное, как долгое умирание (Псалтирь 89:5:6), становится средством и орудием для новой Ж., не подвластной смерти (От Иоанна 5:24). Иисус, воскрешением мертвых и собств. воскресением победивший смерть, Сам стал залогом новой Ж., которой Он наделяет верующих в Него и которой Сам Он живет в них (К Галатам 2:20; К Колоссянам 1:27). Новая, по сути своей «вечная», Ж. (1-е Иоанна 5:13; ср. ⇒ Блаженный) полностью обновляет мышление (От Иоанна 17:3) и волю (От Луки 9:26) человека, заставляя его изменить и свои дела. Чем искреннее человек обращается ко Христу, забывая о другой, телесной, Ж., тем полнее бывает обретаемая им новая Ж. (От Матфея 16:24-26). ⇒ Исцеление;

2) однако пока человек живет на земле, новая Ж. еще не полностью принадлежит ему; кто изменит Христу, тот лишится и новой Ж. (От Иоанна 15:2:6; К Евреям 6:4-6). К этой измене человека постоянно подталкивают страдания (2-е Коринфянам 4:17), уныние, неверие и страх (От Матфея 26:69-75). Полноту обетований познает тот, кто претерпит до конца (От Матфея 24:13) и выстоит, т.е. тот, в ком благодаря его вере сохранится новая Ж. и за порогом смерти (Откровение 2:7:11:17; Откровение 3:5:12:21). В этом случае человек обретет «венец жизни» (Откровение 2:10). Только тогда новая Ж., начатая в вере, совершится в «видении» (2-е Коринфянам 5:6:7; Откровение 22:4) и в славе (1-е Коринфянам 13:12:13; 1-е Коринфянам 15:42:43:57; К Колоссянам 3:3:4), а совершившись, не будет иметь конца;

3) Бог, Который, обладая полнотой жизни, даровал жизнь всем Своим творениям (Деяния 17:25), Который является Богом «не мертвых, но живых» (От Матфея 22:32) и врагом смерти (1-е Коринфянам 15:26), многократно назван в Библии «живым Богом» (Иисус Навин 3:10; 1-я Царств 17:26; Псалтирь 41:3; От Матфея 26:63; Деяния 14:15; К Римлянам 9:26; 2-е Коринфянам 3:3). Его Дух дарует Ж. (От Иоанна 6:63; К Римлянам 8:11), а Его слово является живым (Деяния 7:38; К Евреям 4:12; 1-е Петра 1:23), т.к. создает Ж. телесную (см. Псалтирь 32:9; Псалтирь 148:5) и пробуждает Ж. духовную. Сам Иисус называет Себя живым хлебом, «хлебом жизни» (От Иоанна 6:33:35:48:51) и говорит о Св. Духе как о живой воде (От Иоанна 7:38:39).

III. ЖИВАЯ ВОДА ИЗ ИСТОЧНИКА

В Бытие 26 живой названа вода из источника, в противоположность воде стоячей, напр., из цистерны. В От Иоанна 4 и след. Иисус говорит о живой воде, «текущей в жизнь вечную».