Жертва потрясания Библейская Энциклопедия Брокгауза

При приношении различных ⇒ жертв отдельными их частями потрясали пред Господом, т.е., взяв в руки, трясли ими в воздухе. Согл. Левит 8:27-29; Числа 6:19 и след., священник, по-видимому, клал определ. часть жертвы на руки тому, кто ее приносил, брал его за руки и двигал ими; из описания не ясно, были ли это движения из стороны в сторону или вверх и вниз. Потрясаемые т.о. куски жертвы впоследствии принадлежали священнику (исключение: посвящение Аарона в Исход 29 и след.; Левит 8:25-29), которому вместе с семьей разрешалось есть Ж.П. на ритуально чистом месте (Левит 10:14). Т.о., употребление Ж.П. в пищу не было привязано к святилищу, как при жертве за грех и при хлебном приношении. Потрясание, вероятно, призвано было выражать тот факт, что эти части жертвы, которые внешне просто переходили из владения жертвователя во владение священника, в действительности приносились в жертву Богу, Который затем оставлял их священнику. Ж.П. приносили в след. случаях:

1) при посвящении в священники. При посвящении Аарона, когда роль священника при принесении жертвы исполнял Моисей, для обряда потрясания пред Господом и послед. сожжения использовались тук, т.е. жир (курдюк, жир с внутренностей; ⇒ Тук ⇒ Овен, I,1), и правое плечо (⇒ Жертва) овна (т.е. барана) посвящения и, кроме того, один опреснок, один хлеб с оливковым маслом и одна лепешка. Грудь барана, после потрясания ею пред Господом, была долей Моисея, исполнявшего обязанности священника (Исход 29:22-26; Левит 8:25-29). Не совсем ясно, почему в данном случае было сожжено плечо барана, которое обычно вместе с грудью составляло долю священника. Объяснение этому, возможно, содержится в Исход 29 и след.: грудь и плечо барана при посвящении Аарона необходимо было раз и навсегда освятить священникам как их долю; тогда мы можем предположить, что при всех последующих посвящениях в священники обе эти части получал действующий священник;

2) при приношении мирной жертвы потрясали жиром и грудью барана, а иногда, видимо, и плечом. Жир сжигали, а две остальные части доставались священнику (Исход 29:22-28; Левит 7:29-34; Левит 9:18-21). При мирной жертве ⇒ назорея, обет которого закончился, священник, кроме того, получал сварен. плечо барана, пресный пирог и пресную лепешку после потрясания ими пред лицем Господа (Числа 6 и след.; см. также Второзаконие 18:3);

3) на второй день праздника Опресноков (⇒ Пасха, III,2) потрясали первым снопом как начатком нового урожая (Левит 23:10:11; в Синод. пер. – «возносили сноп пред Господом», ср. Левит 23:15);

4) в праздник Седмиц в качестве Ж.П. приносили двух агнцев мирной жертвы и два хлеба первого плода (Левит 23:17:19:20);

5) при принесении жертвы повинности (один баран и оливковое масло) исцелившимся от проказы (Левит 14:12:21) потрясали целым животным, перед тем как заколоть его.