Зло, злоба, злобный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Эти понятия не обозначают определ. человеч. свойство или качество, они, скорее, выражают внутр., враждебную Богу позицию, проявляющуюся во всех областях жизни. Добро и З. – два полюса, между которыми человек должен сделать выбор. В самом начале истории человек познал добро и З. (Бытие 3:1), проявив непослушание Богу, но и теперь он не в состоянии творить добро собств. силами (⇒ Грех):

1) Бог сотворил мир совершенной гармонии, согласия и свободы, в котором все подчинялось Его праведной воле. И творение это, по мнению Господа, было «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Бог не желал миру З. и не создавал его (об этом говорится в Бытие 3 – ср., однако, Исаия 45:6). Этому утверждению соответствуют библ. высказывания о бренности всего злого (см. Псалтирь 5:5; Псалтирь 33:17; Псалтирь 36:9; Псалтирь 139:12; Притчи 24:20; Иезекииль 36:29-33), об уничтожении З. (дьявола) и об окончат. отделении З. от добра (От Матфея 13:49; Откровение 20:10:14);

2) полная гармония предполагала, что человек, как высшее и разумнейшее из Божьих созданий, будет придерживаться пути истинного не в силу естеств. необходимости, а руководствуясь добровольным послушанием (Бытие 2:17), т.к. создан по образу Божьему (Бытие 1:27). Поэтому человеку был предоставлен свободный выбор между смирением и непослушанием в виде запрета, преступить который его никто не понуждал. В Бытие 311 (в гл. 3–11 речь идет о грехе, само же слово «грех» впервые встречается в гл. 4) впервые говорится о существовании З., но не сообщается о его происхождении. Оно просто существует как данность, и из Бытие 3 становится очевидно, что происходит оно не от Бога, т.к. все сотворенное Богом было «хорошо весьма». Далее З. связывается с личностью, которая получает имя «лукавый» (От Матфея 13:19; К Ефесянам 6:16; 1-е Иоанна 2:13; 1-е Иоанна 5:18). Но и здесь сведения о происхождении «лукавого» отсутствуют;

3) лукавый – это ⇒ дьявол [от греч. диаболос], сеющий раздор и смуту. Этим и определяется сущность З. Все, что нарушает Божий порядок и мешает планам Господа, есть З., а силой, подталкивающей к подобному нарушению, является злоба и сопротивление Божьей воле. Т.о., З. – это любое существо или явление, от которых исходит противление Богу (Второзаконие 1:34; Иеремия 13:10; К Филиппийцам 3:2; 2-е Фессалоникийцам 2:3). Но злоба – это не только стремление противодействовать исполнению Божьего плана спасения, это восстание против Бога, покушение на Божье владычество. Тем самым, З. – не просто пассивный «противник»: злые силы постоянно хотят завладеть Божьей собственностью. При этом З., «духи злобы» (К Ефесянам 6:12), стремятся к воплощению (От Луки 8:32; От Луки 11:24-26 ⇒ Одержимость). По примеру воплощения Духа Божьего в христ. Церкви, З. тоже стремится обрести телесную форму (Псалтирь 63:3). В евр. тексте этого стиха употреблено то же слово – сод, которое обычно служит для обозначения «совета» народа Божьего (Иезекииль 13:9), «сонма» святых (Псалтирь 88:8) и даже «совета» Господа (Иеремия 23:18:22); в Псалтирь 110«совет» праведных отождествляется с общиной;

4) З. стремится распространяться. Лукавый (сатана) и злые люди не удовлетворяются отрицанием божеств. порядка для самих себя, они хотят разрушить его в человеч. теле (От Марка 9:20-22; От Луки 13:16), в браке (1-е Коринфянам 7:5), в вопросах собственности (Михей 2:1) и в человеч. отношениях (Притчи 15:28; Притчи 17:4; Второзаконие 15:9; Исаия 9:16). Любое проявление Божьей воли возмущает их, и они прилагают все силы, чтобы воспрепятствовать ее исполнению (Иов 1Иов 2:1; От Матфея 5:10; 1-е Фессалоникийцам 2:14-16). С тех пор как через человека З. проникло в мир (К Римлянам 5:12), оно стремится оспорить права Творца на этот мир. В Библии говорится о «лукавом веке» (К Галатам 1:4; ср. 1-е Иоанна 5:19), об оскверненной лукавством земле (Иеремия 3:2; ср. Числа 13:20), о злых зверях (Бытие 37:20, в Синод. пер. – «хищный»; Левит 26:6, – Синод. пер. – «лютый»), злом и лукавом времени (Псалтирь 36:19, – Синод. пер. – «лютое»; К Ефесянам 5:16). Взбунтовавшийся человек утратил общение с Богом и оказался во власти болезней и смерти (К Римлянам 7:24);

5) до грехопадения дьявол не имел в мире достаточной власти, чтобы самостоят. разрушить Божий порядок. Не имеет он власти и в Церкви Христовой: его действия, направленные против апостолов Иисуса и Его Церкви, обречены на неудачу благодаря присутствию в Церкви Самого Христа. Дьявол достигает своей цели лишь в том случае, если ему удается совратить членов Церкви к непослушанию, т.е. к противлению Богу (см. К Римлянам 5:14; От Матфея 4:1-11 и парал. места). Именно поэтому Библия постоянно предостерегает против искусителя;

6) З. страшится быть узнанным, поэтому оно скрывается (Псалтирь 28:3; 2-е Коринфянам 11:13-15) и действует «в глубине» и «в темноте» (Исаия 29:15; Иезекииль 8:12; От Иоанна 3:19). Но Иисус Христос Своим Вторым пришествием уничтожит тьму (2-е Фессалоникийцам 2:8);

7) для совращения человека к З. недостаточно нарушения Божьей заповеди по неведению; поэтому искуситель намеренно расспрашивает Еву о запрете Бога (Бытие 3:1). Чтобы искушаемый стал виновным, в нем пробуждают желание, которое толкает его на непослушание Богу (К Римлянам 7:7; Иакова 1:14);

8) осознание З. приходит не в результате долгих размышлений и поучений, а благодаря голосу совести, который дает о себе знать после совершения греховного поступка (1-я Царств 15:24; 2-я Царств 12:13; От Матфея 27:3). «Отягощенная» совесть служит человеку предостережением;

9) З. кроется в самом человеке (Бытие 6:5; Второзаконие 15:9; От Матфея 24:48; Иакова 1:14; Иакова 3:14; Иакова 4:1). Страх говорит об осознании человеком своих грехов (Бытие 3:10; К Римлянам 2:9). Человеч. сердце слишком привязано к З. (От Марка 7:21). Лишь в результате искреннего отречения от З. (Псалтирь 118:101; Псалтирь 138:24; Иеремия 25:5; Деяния 8:22) и полного очищения (Иеремия 4:14) Кровью Христовой (К Евреям 9:14), а также замены «сердца каменного» (Иезекииль 36:26) живым, сотворенным Богом заново (Псалтирь 50:12) можно разорвать узы, связывающие человека со З., и отвратить его от греха (Притчи 24:1). В противном случае человек подвергается Божьему суду за злые поступки либо сразу (Иеремия 1:16), либо «при кончине века» (От Матфея 13:49). Придет время, когда отречься от З. будет уже невозможно; в Библии об этом времени говорится: «Неправедный пусть еще делает неправду» (Откровение 22:11);

10) Иисус Христос, Своей смертью и воскресением победивший З., не только искупил человеч. грехи (К Колоссянам 1:20), но и принес людям освобождение от власти злых сил. Поэтому апостолы требуют от христиан отказаться от злобы (1-е Петра 2:1; Иакова 1:21) и побеждать З. добром (К Римлянам 12:21). Людям, преуспевающим во З. (2-е Тимофею 3:13), христиане должны противопоставить добрые дела (К Евреям 5:14) и свою истинную веру;

11) до полного искоренения З. (Откровение 20:10) христианину еще предстоит оружием веры бороться против поколебленных сил З. (К Ефесянам 6:16). Понимая, что его враги – нечеловеч., нечестивые силы, «духи злобы» и «мироправители тьмы» (К Ефесянам 6:12), христианин до самой смерти будет снова и снова обращаться к Господу с просьбой: «Избавь нас от лукавого» (От Матфея 6:13), и тогда верою в «Его Царство» он в этой битве познает силу и славу Бога (От Иоанна 16:33). Христианин знает, что умер для греха (К Римлянам 6:6-8), но он должен подтверждать это знание, всегда поступая в жизни, как умерший для греха, ибо то, что уже стало для него реальностью, должно осуществляться вновь и вновь.