Заповеди блаженства Библейская Энциклопедия Брокгауза

Заповеди блаженства Из всех восхвалений блаженных в ВЗ и НЗ (ср. ⇒ Блаженный, I,2 и 3) выделяются те, которые произнес Иисус в начале ⇒ Нагорной проповеди и которые традиционно именуются «заповедями блаженства».

I. Матфей приводит девять «заповедей блаженства» (От Матфея 5:3-11), восемь из которых выражены в форме третьего лица («блаженны...»), а одни – в форме второго лица (От Матфея 5:11-48: «блаженны вы...»). Первые восемь «заповедей блаженства» разделены на две части, которые в греч. тексте имеют одинаковое количество слов. Вряд ли это может быть случайностью; скорее всего, такой литературный прием должен был подчеркнуть значение этих изречений, которые в др.-евр. или арам. оригинале (ныне утраченном) представлены в ритмизованной (стихотворной) форме. Это соответствует подобной же форме заключительных стихов Нагорной проповеди (От Матфея 7:24-27). Девяти «заповедям блаженства» в Ев. от Матфея соответствуют четыре в Ев. от Луки (От Луки 6:20-23), к которым примыкают четыре противопоставленных им возгласа сожаления. При этом у Луки все стихи выражены в форме прямого обращения.

II 1) с явлением Иисуса приблизилось ⇒ Царство Божие на земле (От Матфея 3:2; От Матфея 4:17; От Марка 1:15). Явился Мессия, о Котором пророчествовал Исаия, говоря, что Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем (Исаия 61:1; От Луки 4:18). Его народ навеки наследует землю (Исаия 60:21; ср. Псалтирь 36:9); преданных Богу Он облачит в одежды правды (Исаия 61:10), и назовут их сильными правдою, насаждением Господа (Исаия 61:3). Иисус призван проповедовать «лето Господне благоприятное» (Исаия 61:2; От Луки 4:19). Из этого следует, что «заповеди блаженства» и их обетования неразрывно связаны с личностью и деяниями Иисуса, и Он адресует их людям, собравшимся вокруг Него (От Матфея 5:1:11; От Луки 6:20);

2) в «заповедях блаженства» предпочтение часто отдается людям, которых общество рассматривает как отверженных и презираемых: а) прежде всего это те, кто лишен достоинств и заслуг, ничтожные и недостойные, согл. общепринятым представлениям: нищие духом, страждущие и плачущие, кроткие, которые неспособны самостоятельно отстоять свои права, когда их притесняют и подавляют; вслед за ними названы алчущие и жаждущие правды, которые, однако, могут быть и уважаемыми членами общества (От Матфея 5:3-6; От Луки 6:20). При этом Лука больше сосредоточен на внешних обстоятельствах жизни этих людей, а Матфей – на их внутреннем состоянии и их тоске по помощи Божьей. Они полностью уповают на Него, с искренней верой надеясь только на Господа и на Его вмешательство; б) затем Иисус перечисляет другие категории людей, в которых проявляются Божья сила и любовь: это милостивые, подобно тому, как милостив и Сам Бог (Второзаконие 4:31; Неемия 9:17:31), чистые сердцем (ср. Псалтирь 50:12), миротворцы, поступающие так же, как поступает Бог (Левит 26:6; Иов 25:2; К Колоссянам 1:19:20; ср. К Римлянам 15:33; К Римлянам 16:20), а также гонимые, которых преследуют за то, что они встали на сторону Божьей правды (От Матфея 5:7-10). И эти люди, в которых проявляется образ Божий и чье поведение есть подражание деяниям Бога – те, «кто от истины» (От Иоанна 18:37) и кто слышит голос Бога – ждут явления Господа и приближения Его Царства (см. От Луки 2:38);

3) ожидание и надежда блаженных, их полное обращение к Богу создают между ними нерушимую внутреннюю связь, сплачивая их в единое целое. Речь идет не об отдельных, взаимно не связанных группах людей, а об общих жизненных принципах, которые проявляются в разных обстоятельствах и положениях. За эти основополагающие жизненные принципы, которые составляют сущность внутреннего мира Его учеников, Иисус восхваляет их, называя их блаженными уже сейчас и здесь. Они тоскуют по откровению Бога, по Его вмешательству в их жизнь, а Божье откровение приносится на землю Иисусом. В Нем исполняется срок явления Мессии, и Он уполномочен дать им те обетования, которыми сопровождаются «заповеди блаженства». Хотя прямо Бог здесь и не упоминается как Действующий, слушателям Иисуса ясна такая иносказательность речи, и они понимают, что в заповедях говорится о Его деяниях: Бог утешит и насытит их, будет милостив к ним; Он дарует им Свое Царство и землю; Он назовет их Своими чадами и позволит им узреть Себя в славе (1-е Коринфянам 13:12; 1-е Иоанна 3:2; Откровение 22:4). Но все же разрыв между «заповедями блаженства» и обетованиями еще не преодолен, и исполнение обетований пока должно быть принято на веру (ср. 2-е Коринфянам 5:7). И тем не менее они настолько достоверны в Иисусе, что Он призывает Своих учеников радоваться и веселиться, ибо их ожидает Божья ⇒ награда. Тот, кто подвергается поношениям и гонениям за Него, Сына Человеческого, разделяет жребий пророков (От Матфея 5:11; От Луки 6:22); враждебность тех, кто не знает Бога, становится доказат-вом правоты учеников (От Иоанна 15:18-25; От Иоанна 16:2; ср. От Луки 6:26). Этим еще раз удостоверяется, что «заповеди блаженства», совокупно с их обетованиями, исполнимы только «во Христе».