Заклятие Библейская Энциклопедия Брокгауза

Заклятие [евр. херем]. Предавать З. означает отлучать к.-л. лицо, животное или предмет от мира человеч. существования и отдавать его в распоряжение Бога. Как правило, существо или предмет, предаваемые З., уничтожались. Именно поэтому они считались священными. харамЕвр означает «предавать уничтожению, уничтожать», эфиоп. харама – «отлучать от мирского общества» (ср. также араб. харем).

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Здесь это понятие употребляется применит. к войнам и обозначает полное уничтожение городов, людей, животных и вещей (Числа 21:2; Второзаконие 13:12-18; Иисус Навин 10:28-40; Книга Судей 1:17; Книга Судей 21:11; 1-я Царств 15:3; 3-я Царств 20:42). Нередко отдельные группы людей и некоторые предметы исключались из З. (Второзаконие 2:34:35; Второзаконие 20:13; Иисус Навин 6:16-21; Иисус Навин 8:2; Иисус Навин 11:14). В более мягкой форме предавать З. означало жертвовать на святилище ценности и воен. добычу (Числа 18:14; Иезекииль 44:29; Михей 4 ⇒ Первородство). Согл. Левит 27:28, добровольные приношения Богу тоже рассматривались как З. И как таковые они не могли быть выкуплены (искл. была лишь очистит. жертва при посвящении Богу первенца). Как правило, повеление предать к.-л. или ч.-л. З. исходило от Самого Бога и касалось обычно идолопоклонников, угрожавших нарушить взаимоотношения между Израилем и его Богом (Исход 34:12-16; Второзаконие 7:2:26; Второзаконие 20:17). Нарушителей Закона обычно постигала та же участь, что и предаваемых З. (Иисус Навин 7:1:15:24-26). В целом З. можно понимать как наказание и как суд Божий (Исход 22:20; Левит 27:29; Второзаконие 13:12; Книга Судей 21:11). Часто понятие З. употреблялось в метафорич. смысле (Исаия 34:2:5; Исаия 43:28; Захария 14:11; Малахия 4 – в двух последних примерах в Синод. пер. – «проклятие»). В 1Езд. 10говорится о насильств. лишении имущества, сопровождавшемся отлучением от общества тех израильтян, которые не пришли в Иерусалим. Т.о., постепенно понятие З. приобретает значение исключения из общины. В более позднее время в иудаизме З. являлось второй по тяжести из трех ступеней исключения из общины; оно могло быть отменено в случае искреннего раскаяния отлученного.

II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Соотв. греч. слово анатема (⇒ Заклятие) встречается здесь в разных значениях. В Лк. 21это понятие обозначает «приношения, посвящ. Богу или храму (в Синод. пер. – «вклады»). Обычно греч. слово анатема переводится как «предавать проклятию». Согл. ап. Павлу, прокляты, преданы анафеме были те, кто превратно толковал Евангелие и не любил Господа Иисуса Христа (1-е Коринфянам 16:22; К Галатам 1:8). При этом Павел имеет в виду членов общины. Но у нас нет сведений о том, какие практич. последствия имела анафема, и поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, была ли анафема тождественна отлучению от церкви. Довольно неожиданное употребление понятия анафемы можно обнаружить в К Римлянам 9:3, где Павел согласен быть отлученным (анатема) от Христа, если это поможет спасению его народа. Тем самым он показывает, насколько сильна его любовь к собств. народу. В новом Иерусалиме больше не будет ничего проклятого и, соотв., не будет и анафемы (Откровение 22:3; см. также Захария 14:11). В Деян. 23говорится о том, что некоторые иудеи договорились наложить проклятие на самих себя в случае нарушения ими клятвы. С похожим употреблением этого слова мы встречаемся и в От Матфея 26:74.