Забота Библейская Энциклопедия Брокгауза

Забота [евр. дэага йагон], в первую очередь – беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события (Псалтирь 12:3, в Синод. пер. – «скорбь»; Притчи 12:25, в Синод. пер. – «тоска»; Иезекииль 12:18, в Синод. пер. – «печаль»). Наряду с этим слово «З.» означает опеку сильного над слабым, над тем, кто доверен сильному или зависим от него. В этом смысле Бог заботится о Своих (Неемия 9:21; Псалтирь 54:23; 1-е Петра 5:7), как и обо всем сотворенном мире (От Матфея 5:45; От Матфея 6:26:28-30). В этом смысле следует понимать Его призыв не заботиться о пище и одежде (Псалтирь 126:2; От Матфея 6:25-34; От Луки 21:34; ср. Псалтирь 39:18). Бог повелевает ученикам не заботиться о правильных ответах правителям, ибо им «будет дано, что сказать» (От Матфея 10:19:20; От Луки 12:11). Павел также советует обращаться во всех своих делах к Господу (К Филиппийцам 4:6), ибо тот, кто всецело отдается своим З., становится невосприимчивым к словам Божьим (От Матфея 13:22; От Марка 4:19; ср. Исаия 57:11); такой человек живет в отрыве от реальности (Екклесиаст 5:2). Праведной З. является З. о собственном грехе, т.е. осознание греха (Псалтирь 37:19). Следует заботиться о других, особенно о своей семье и родных (1-е Тимофею 5:8:16). Апостолы и предстоятели несут З. о церквах (2-е Коринфянам 11:28; К Филиппийцам 2:20; 1-е Тимофею 3:5), а церкви, в свою очередь, заботятся о мужах, служащих им (К Филиппийцам 4:10). Но всегда существует опасность впасть в чрезмерную, по сути своей эгоистическую, З. о ближних (1-е Коринфянам 7:32-34); за такими заботами человек перестает внимать Богу и не ищет Его воли (От Луки 10:41).