Юность, молодость Библейская Энциклопедия Брокгауза

Юность, молодость

I. Ю. – это период жизненного роста и созревания (Псалтирь 143:12). Ю. телесная – это время расцвета сил (4-я Царств 5:14; Иов 33:25; Притчи 20:29; Захария 9:17). В присущих Ю. избытке силы и чрезмерном веселье (Екклесиаст 11:9:10) кроется определ. опасность. В молодости человек ищет собств. путь (От Иоанна 21:18), но при этом он еще не достаточно развит в духовном отношении и не обладает сформировавшимся характером; молодые люди должны сначала обрести знание и рассудительность (Притчи 1:4). Угрозой звучат слова пророка: «И дам им отроков в начальники» (Исаия 3:4), поскольку считается, что младшие должны подчиняться старшим (1-е Петра 5:5), служить им (От Луки 22:26). Если юноша «нагло превозносится над старцем» (Исаия 3, Исаия 5) или вовсе насмехается над ним (Иов 30:1), он нарушает жизненные устои.

II 1) даже дети, младенцы ( Отрок, младенец, малое дитя) могут восхвалять Бога (Псалтирь 8:3; От Матфея 21:16). Иисус же говорит: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (От Марка 10:15). Но в вере отроки должны стать «юношами» и «отцами» (1-е Иоанна 2:12-14). Поэтому звучит призыв: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Екклесиаст 12:1). Юно-ша должен следовать Слову Божьему (Псалтирь 118:9), и «благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (Плач Иеремии 3:27; Ярмо, иго). Божьим посланцам нет нужды говорить: «Я слишком молод» (Иеремия 1:6-8); никто не должен относиться пренебрежительно к Ю. тех, кто служит Господу (1-е Тимофею 4:12). С др. стороны, молодая, внутренне еще неустойчивая личность наиб. подвержена искушению греха (Иов 13:26; Псалтирь 24:7); Павел считает необходимым предупредить об этом своего испытанного сотрудника Тимофея (2-е Тимофею 2:22). Вразумление и раскаяние часто приходят слишком поздно (Иеремия 31:19). То, как человек живет в Ю., во многом определяет его даль-нейший путь, который можно пройти либо в нечестии (Бытие 8:21; Иеремия 32:30; Иезекииль 23:8), либо в праведности (3-я Царств 18:12; Псалтирь 70:5:17);

2) подобно тому как отдельный человек бывает молод, так и Божий народ в своем отношении к Господу пережил пору Ю., когда к нему с болью в сердце обращались пророки, – это время избавления из егип. рабства (Осия 2:15; Осия 11:1; ср. Псалтирь 128:1:2) и странствования в пустыне (Иеремия 2:2; Иеремия 3:4.

III. Согл. Библии, человек оставляет позади пору Ю., когда достигает не только физич., но духовной зрелости. Под юношами в ВЗ в большинстве случаев подразумеваются молодые люди, полные жизненных сил, в т.ч. воины (Иисус Навин 6:22; 1-я Царств 30:17). Молодых людей, привлеченных Соломоном к строит. работам (3-я Царств 11:28), нельзя назвать зрелыми воинами. Постыдным считалось то обстоятельство, что после разрушения Иерусалима отроки и юноши были вынуждены выполнять рабскую работу (Плач Иеремии 5:13). Почти тридцатилетний Иосиф назван в Библии юношей (Бытие 41– в Синод. пер. – «молодой»; ср. Бытие 41:46). Вероятно, немногим моложе был и Тимофей, когда Павел писал ему: «Никто да не пренебрегает юностью твоей» (1-е Тимофею 4:12). Не следует также считать слишком юными Савла (Деяния 7:58) и богатого юношу (От Матфея 19:20). А Ровоаму в то время, когда он советовался с молодыми людьми, выросшими вместе с ним (3-я Царств 12:8:10), был 41 год (3-я Царств 14:21).

IV. Такие события, как женитьба или замужество ( Брак), также относятся к поре Ю. Самсон устроил свадьбу, как это обычно делали молодые люди (Книга Судей 14– в Синод. пер. – «женихи»). Ранние браки, вероятно, были более частыми среди знати; но насколько распространенным было это явление, судить трудно. Точные сведения есть только от-носит. иуд. цар. рода (см. в таблице возраст царей при рождении их преемников). Так, у Иехонии, который, согл. клинописному свидетельству от 592 г. до Р.Х., имел к тому времени пять сыновей, старший сын родился, видимо, еще до его вступления на престол в 598 г. до Р.Х., т.е. когда ему было 18 лет. Дети, сыновья, младенцы, чада.