Ярмо, иго Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ярмо, иго Я. – это деревянный хомут, с помощью которого запрягали двух животных в плуг или повозку. Я. крепилось веревками (Исаия 58:6). Закон запрещал запрягать в одну упряжку двух разных животных, напр. вола и осла (Второзаконие 22:10). Размер участка поля, обрабатываемого за день упряжкой волов, служил мерой площади (1-я Царств 14:14; Меры длины, площади, объема и веса, I,3). Коровы, предназнач. для принесения в жертву, никогда не должны были носить Я. (Числа 19:2; Второзаконие 21:3), т.е. не должны были раньше служить человеку (см. 1-я Царств 6:7, а также цвет. ил. 2).

В Библии Я. часто служит символом угнетения. Пр. Иеремия появлялся на людях с Я. на шее, что должно было символизировать будущее господство Вавилона. Когда лжепророк Анания разбил деревянное Я. (см. Левит 26:13; Иезекииль 30:18; Наум 1:13), Господь пообещал возложить на евреев и на другие народы Я. железное, т.е. подвергнуть их еще более тяжкому гнету (Иеремия 27:1; Иеремия 28:1; ср. Второзаконие 28:48). Народ достигнет независимости, когда скинет враждебное Я. (Бытие 27:40) или когда Я. будет снято с него (Исаия 14:25). Все это говорит о том, что освобождение народа достигается отнюдь не его собств. силами. Однако Я. обозначает не только неправедный и враждебный гнет, жестокий и тяжкий по своей сути (3-я Царств 12:4; Исаия 47:6), но и благое и милостивое владычество Бога (От Матфея 11:29:30). Это Я. израильтяне постоянно разбивали своим нежеланием отказаться от идолослужения (Иеремия 5:5). Ап. Павел предостерегает христиан против преклонения «под чужое ярмо с неверными» (2-е Коринфянам 6:14). Повседневное общение с неверующими не должно превращаться в Я., т.е. вести христианина к зависимости от богопротивных принципов. Используемый Павлом образ Я., вероятно, перекликается со сказанным во Второзаконие 22:10. Выражение «нести иго в юности» означает «учиться с детства смирению пред Богом» (Плач Иеремии 3:27). В Деяния 15:10; Гал. 5под игом подразумевается гнет предписаний Закона.