Храм Библейская Энциклопедия Брокгауза

Храм

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

В Библии Х. [лат. templum, «помещение, посвящ. божеству» ] – это святилище Господа в Иерусалиме. Евр слово хехал означает прежде всего «роскошный шатер» или «великолепное здание», при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. (Исаия 6:1; Малахия 3:1). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон («святилище»; От Матфея 4:5; От Матфея 21:12; От Марка 14:49) или наос («храм»; От Луки 1:9). Иногда о нем говорится как о «святом храме» (Аввакум 2:20), многокр. – как о «доме Господнем» (3-я Царств 8:10) или как о «доме Божием» (2-я Паралипоменон 5:14). II. ХРАМ СОЛОМОНА 1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Соломон построил Х. на горе Мориа (2-я Паралипоменон 3:1) или Сион (Псалтирь 64:2; Псалтирь 134:21), на том месте, которое было указано Давиду Господом (2-я Царств 24:18). Это место – плоская часть возвышенности, назв. в Иеремия 21«скалой равнины», – единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф – «возвышенное святилище». Совр. размеры площадки – 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит «святая скала» – скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе;

2) СТРОИТЕЛЬСТВО. Давид пожелал построить дом Господу (2-я Царств 7), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи (1-я Паралипоменон 281-я Паралипоменон 29:8). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику (1-я Паралипоменон 28:3:6). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла (3-я Царств 5:1; 3-я Царств 7:13). Строит. лес доставлялся по морю (3-я Царств 5:9); каменные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому (3-я Царств 6:7). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; 3-я Царств 6:1) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; 3-я Царств 6:38). Освящение Х. в 7-м месяце (3-я Царств 8:2), согл. нашему совр. календарю, относится к след. году (960 г. до Р.Х). Как и при освящении ⇒ скинии (Исход 40:34), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание (3-я Царств 8:10);

3) АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕР: а) Х. Соломона не был очень большим сооружением: 60 локтей ( Единицы длины, площади, объема и веса, I,1) в дл., 20 локтей в шир. и 30 в выс. (3-я Царств 6:2), т.е. 31,5 х 10,5 х 15,75 м. Он был всего лишь вдвое больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед Х. находился притвор шир., как и Х., в 20 локтей и 10 локтей в глубину (3-я Царств 6:3). Х. огибала трехъярусная пристройка. Нижний ярус пристройки был шир. в 5 локтей, средний в 6, а верхний в 7 локтей (3-я Царств 6:5:6). Входом в Х. служила боковая дверь, а внутри его наверх вели круглые лестницы (3-я Царств 6:8). На каждом ярусе располагался ряд боковых помещений, где хранились храмовая утварь, сокровища и запасы ( Сокровищница, хранилище). Выше этой пристройки, имевшей выс. в 5 локтей (3-я Царств 6:10), в стенах Х. были сделаны решетчатые окна, служившие, вероятно, прежде всего для вентиляции (3-я Царств 6:4). Крыша была плоской, «обшитой кедровыми досками» (3-я Царств 6:9), т.е., вероятно, на поперечные балки были уложены продольные доски. Все сооружение с пристройками занимало площадь размером 52 х 27 м. Стены Х. возводились из натур. камня (3-я Царств 6:7), а внутри обшивались кедровыми досками (3-я Царств 6:15); пол был настлан из кипарисовых досок (3-я Царств 6:15), помещение Святого Святых также было обшито кедровыми досками (3-я Царств 6:16). Здание Х. состояло из трех помещений: притвора, Святого и Святого Святых. Вход в Святое закрывала двустворчатая дверь из кипарисового дерева, каждая створка которой также состояла из двух половинок, так что дверь могла складываться (3-я Царств 6:33:34). Святое и Святое Святых разделяла стена из кедровых досок (3-я Царств 6:16), в которой была сделана дверь из масличного дерева; здесь же помещалась завеса, подобная завесе скинии (2-я Паралипоменон 3:14). Стены, двери и ворота Х. были украшены резными изображениями херувимов, пальм и цветов, драг. камнями (3-я Царств 6:29; 2-я Паралипоменон 3:6) и отделаны золотом, пол был покрыт золотыми листами (3-я Царств 6:21:30). В своем великолепии Х. должен был стать видимым отображением невидимой славы Божьей; б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами (3-я Царств 6:36; 3-я Царств 7:12). Внутр., или «верхний», двор (Иеремия 36:10) был предназначен для священников (2-я Паралипоменон 4:9) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа; в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения (2-я Паралипоменон 4:1; Жертвенник всесожжения), возможно, жертвенник скинии (см. 1-я Паралипоменон 21:29; 3-я Царств 8:4), литое из меди «море» (3-я Царств 7:23-26) и десять передвижных подстав с умывальницами (3-я Царств 6:27-39; Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба (3-я Царств 6:15-22; Воаз, 2 Иахин, 4); г) в Святом помещался жертвенник курения, называемый также «золотым жертвенником» (3-я Царств 7:48); десять золотых семисвечных светильников – по пять на каждой продольной стороне (3-я Царств 7:49); десять столов для хлебов предложения – по пять на каждой стороне (2-я Паралипоменон 4:8), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе (3-я Царств 7:48); д) в Святом Святых находился ковчег завета, над которым возвышались два позолоченых херувима, вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены (3-я Царств 6:23-28; 2-я Паралипоменон 3:10-13). III. ИСТОРИЯ ХРАМА Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля (3-я Царств 8:14). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане (3-я Царств 12:26-29). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены (3-я Царств 14:26; 4-я Царств 14:14) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям (4-я Царств 12:18; 4-я Царств 16:8; 4-я Царств 18:16). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением (4-я Царств 16:14:17; 4-я Царств 21:7; 2-я Паралипоменон 24:7), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом (4-я Царств 12:1; 4-я Царств 22:3-7; 2-я Паралипоменон 29), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям (Иеремия 7:4). Суд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен халдеями (Вавилоном) (4-я Царств 25:8:9). Скиния (IV). IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ По возвращении евреев из плена перс. царь Кир издал указ о восстановлении Х. (1Езд. 1:2–4), и вернувшиеся вместе с Зоровавелем израильтяне начали строит. работы (1Езд. 3:7). Прежде всего был восстановлен жертвенник (1Езд. 3). Однако из-за многочисл. трудностей дело вскоре застопорилось (1Езд. 4). Строит-во было продолжено лишь в 520 г. до Р.Х., а в 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановл. Х. (1Езд. 6). О том, как выглядел этот Х., известно лишь следующее. Его выс. и шир. составляли по 60 локтей (1Езд. 6:3), т.е. по своим размерам он был больше, чем разрушенный. Важно отметить, что ковчега завета – знамения присутствия Господа – в новом Х. уже не было (Святое Святых было совершенно пустым). В Библии нигде не сказано, что при освящении этого Х. слава Господа наполнила его. В период войн Маккавеев Х. был разграблен и осквернен Антиохом Эпифаном (1 Макк. 1:20,44,54; 2 Макк. 6:2.5). Однако Иуда Маккавей распорядился восстановить его. Х. был заново укреплен и освящен (165 г. до Р.Х.; 1 Макк. 4:36–61). С тех пор праздник обновления Х. (От Иоанна 10:22) стал отмечаться ежегодно. Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми. V. ХРАМ ИРОДА ВЕЛИКОГО Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Х., стремясь придать ему небывалое великолепие. Х. по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались. В новом сооружении дворы располагались один над другим террасообразно, а над всем этим возвышалось здание Х. Сам Х. и его дворы были обнесены мощной стеной (ее основание сохранилось до наших дней в «стене плача»). С зап. стороны находились главные входные ворота, через которые посетители сначала попадали во внешний двор, называемый также «двором язычников», – большую площадь, по периметру окруж. колоннами. На вост. стороне находился «портик Соломона» ( Притвор Соломонов) (От Иоанна 10:23; Деяния 3:11; Деяния 5:12), на юж. – «царский портик»; в одном из этих портиков 12-летний Иисус сидел среди учителей (От Луки 2:46). На северо-востоке комплекс Х. венчала мощная крепость, называемая Барис. Во времена Маккавеев она была обновлена, а при Ироде Великом укреплена и переименована в Антонию (Деяния 21:34). От Храмовой площади к крепости вели ступени (Деяния 21:35:40). Посреди двора язычников на возвышении располагался собственно коплекс Х., обнесенный низкой стеной. Здесь, на колоннах, помещались доски с надписями, запрещавшими неиудеям, под страхом смертной казни, проходить дальше (ср. Деяния 21:28). Лестница из двенадцати ступеней вела наверх, и посетители могли попасть внутрь через девять ворот, четыре из которых выходили на север, четыре – на юг и одни на восток. Эти последние, «Красные ворота», были самыми великолепными (Деяния 3:2:10 – в Синод. пер. – «двери»). Через них можно было пройти во «двор женщин». Круговая лестница из 15 ступеней вела дальше, во «двор израильтян», куда женщинам доступа не было. Возможно, на этой лестнице Анна и Симеон встретили Иисуса и Его родителей (От Луки 2:25-38). Двор израильтян был отделен земляной насыпью от «двора священников», где были жертвенник всесожжения и медное море. От жертвенника к притвору Х. вели двенадцать ступеней. С этой лестницы священники благословляли народ (От Луки 1:22). К притвору примыкали Святое и Святое Святых. Между ними висела завеса, которая в момент смерти Иисуса разорвалась надвое (От Матфея 27:51). В 70 г. по Р.Х., всего через несколько лет после завершения строительства, Х. был разрушен рим. завоевателями. Захватчики проникли в здание через крепость Антонию в тот момент, когда сами израильтяне подожгли портики Х. Один из римлян, бросив горящую головню в сев. пристройку, поджег сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Х. рухнул. Храмовые сокровища погибли. От некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа Израилева знамением Божьего суда. После второго иуд. восстания имп. Адриан распорядился построить на месте иуд. Х. храм Юпитера Капитолийского (136 г. по Р.Х.). Евреям теперь было запрещено входить в город. Сегодня на храмовой террасе Харам-эш-Шериф стоит мечеть Омара, построенная арабами в 637 г., после захвата ими Иерусалима. VI. ХРАМЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЕРУСАЛИМА Кроме Иерусалимского, в разное время было построено еще три Х. для поклонения Господу:

1) Х. самарян на горе Гаризим. Точных сведений о его создании не сохранилось; он был разрушен во времена Маккавеев;

2) из текста папируса с о-ва Элефантины на Ниле стало известно, что здесь, еще до завоевания Египта персами (в 525 г. до Р.Х.), в иуд. воен. колонии существовал Х., который был разрушен в 410 г. до Р.Х. и, вероятно, позднее не восстанавливался. Проходившие там богослужения имели некоторые отклонения от порядка, принятого в Иерусалимском храме;

3) в Леонтополе (Нижний Египет) также был иуд. Х. По преданию, его построил в 170 г. до Р.Х. по образцу Иерусалимского Х. бежавший из Иерусалима первосвященник Ония; в 73 г. по Р.Х. римляне положили конец этому последнему месту иуд. богослужений. VII. ХРАМ ИЕЗЕКИИЛЯ После разрушения Соломонова Х. Иезекиилю в 573 г. до Р.Х. было видение о новом Х., в который вернется слава Божья (Иезекииль 43:1-7), покинувшая прежний Х. (Иезекииль 10:19; Иезекииль 11:23). У комментаторов Библии возникают сомнения, можно ли видеть исполнение этого обетования в Х., построенном евреями после плена. Чаще всего это видение Иезекииля относят к многочисл. пророчествам о восстановлении Израиля, которые ждут своего свершения в конце времен. VIII. ХРАМ БОЖИЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ В новозаветные времена на место ветхозаветного Х. (ср. Деяния 7:48-50) приходит Церковь, Тело Христово (От Иоанна 2:19-21), живой и святой Х. Господень (К Ефесянам 2:19-22; 1-е Петра 2:5). Строительство, строить Скиния (VI) Идол, идолослужение (III).