Ходить Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ходить

I 1) в ВЗ слово «Х.» употребляется только в прямом значении (Бытие 17:1; Исаия 40:31). В НЗ оно становится синонимом глагола «жить» (От Иоанна 8:12; 2-е Коринфянам 5:7; К Филиппийцам 1:27; К Колоссянам 3:7);

2) поскольку Библия рассматривает всю человеч. жизнь как продвижение вперед в определ. направлении, это слово становится часто употребляемым библ. обозначением общего поведения человека на его жизнен. пути. Глубокий взгляд на жизнь, присущий Библии, показывает, что люди не пребывают в покое, а постоянно находятся в движении и к чему-либо стремятся. «Хождение» является одним из основных понятий библ. этики;

3) силы, которые влияют на «хождение» человека, могут быть судьбоносными; человек может ходить в страхе или во тьме (Псалтирь 137:7; Исаия 50:10; Исаия 59:9; Иезекииль 28:14). Но и в этих местах Свящ. Писания речь не идет о «роке» в др.-греч. или совр. понимании. Здесь говорится об определ. с т.зр. нравственности силах, которые в общем виде могут быть определены словами «свет» и «тьма» (Исаия 2:5; Исаия 9:1; От Иоанна 8:12; 1-е Иоанна 1:6; Откровение 21:24). Конкретно о них может говориться как об «истине», «любви», «правде» (3-я Царств 3:6; Псалтирь 25:3; Исаия 33:15; Исаия 38:3) или как о «нечистоте», «злой похоти» и «любостяжании» (ср. К Колоссянам 3:5-7). И там, где люди ходят в ожесточении своих сердец (Иеремия 23:17; ср. Второзаконие 29:18; Иеремия 3:17; Иеремия 18:12), они на деле подчинены силам зла.

II 1) просветл. ясность приходит в жизнь человека, как только ему открывается живой Бог. С этого времени вся этика может быть выражена с помощью слов «ходить пред Богом» (Бытие 17:1; Бытие 24:40) или «достойно Бога» (К Филиппийцам 1:27, в Синод. пер. – «живите достойно благовествования Христова»). Люди, знающие Бога, могут попросить Его указать им путь, по которому они должны идти (Исход 18:20; Псалтирь 31:8; Псалтирь 85:11; Иеремия 6:16). Для народа Израиля это «хождение пред Богом» было воплощено в Законе. Поэтому ВЗ говорит: «Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь» (Второзаконие 5:33; Иеремия 7:23), или «соблюдайте заповеди Божии» (Исход 16:4; Левит 18:4; Левит 26:3; 3-я Царств 6:12; 3-я Царств 8:61; Неемия 10:30; Иеремия 32:23; Иезекииль 36:27; Захария 3:7), или «ходите Его путями» (3-я Царств 11:38; 4-я Царств 21:22; Псалтирь 118:3; Иеремия 7:23);

2) в НЗ также присутствуют определ. указания о праведном хождении пред Богом (К Ефесянам 2:10; 1-е Петра 1:15). Необходимо знать, что если источник неправедной жизни содержится в плотском существе человека, то источник и сила новой жизни пред Богом – это не собств. (изнач. тщетные) усилия человека, подчин. Закону, а его исполненность Св. Духом. «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем», «если мы живем духом, то по духу и поступать должны» – таковы основные новозаветные нормы (2-е Коринфянам 10:2-4; К Галатам 5:25). Вместе с тем это «хождение», т.е. жизнь во Христе (К Колоссянам 2:6; 1-е Иоанна 2:6; ср. также К Римлянам 13:14; К Ефесянам 4:22-24), – это и совершение дел, которые Бог предназначил исполнять верующим (К Ефесянам 2:10);

3) чтобы люди могли праведно ходить пред Богом, им даны примеры, которые более наглядно, чем теоретич. выкладки, демонстрируют праведную жизнь, являясь одноврем. помощью верующим (3-я Царств 3:3; 4-я Царств 22:2; 2-я Паралипоменон 11:17; 1-е Тимофею 4:12). Самым высоким примером является Сам Иисус (1-е Иоанна 2:6);

4) сущ. «хождение» подводит итог всему сказ. Сколь разными не казались бы отдельные дела человека, его жизнь в конечном итоге становится либо «злым, суетным, нечестивым и безбожным» (Иеремия 23:22; Иеремия 44:22; 1-е Петра 1:18; Иуды 1:15), либо «святым, целомудренным, добрым, божественным» хождением пред Богом (1-е Петра 1:15; 1-е Петра 3:16; 2-е Петра 3:11; Иакова 3:13).