Хлеб Библейская Энциклопедия Брокгауза

Хлеб

I. ХЛЕБ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ ПИТАНИЯ

Х. с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Бытие 3:19; Бытие 14:18; Бытие 21 и др.). В 2Цар. 9под «Х.» подразумевается еда в целом, так же как и в молитве «Отче наш»: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (От Матфея 6:11; ср. также Левит 26:5; Псалтирь 36:25; Псалтирь 103:15; Исаия 30:20; Исаия 58:7). Единственно известный вначале ячменный Х. (Книга Судей 7:13; 4-я Царств 4:42) позднее становится пищей исключит. бедняков, а пшеничный, доступный ранее лишь зажиточным людям, получает всеобщее распространение. Выпечкой Х. занимались домашние хозяйки, которые для тяжелой работы привлекали служанок или рабынь. Профессиональные пекари были исключением, хотя они встречались не только в Египте (Бытие 40:1) или в Римской империи, но и в Израиле во времена правления царей (1-я Царств 8:13; Осия 7:4); так, в Иер. 37упоминается «улица хлебопеков». II. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБА Х. выпекали, как правило, женщины (Бытие 18:6; 1-я Царств 8:13; Иеремия 7:18). Для этого они каждое утро в своих домах мололи зерно ( Мельница, молоть), затем в глиняной или каменной квашне замешивали на воде муку, клали соль и добавляли закваску. Был известен также пресный Х. (Исход 12:8:17; Исход 23:15; Исход 34:18; Второзаконие 16 и т.д.). После того как тесто подходило, из него, как правило, лепили плоские круглые лепешки диаметром 30–50 см и посередине протыкали пальцем. После выпечки лепешки, имевшие теперь толщину от 2 мм до 1 см, легко разламывались пополам; их не разрезали (От Матфея 14:19). кроме того, существовали более длинные и толстые буханки, хотя, видимо, их выпекали значит. реже. III. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА Простейший способ выпечки Х. заключался в том, что лепешки из теста клали на камни, предварит. раскаленные на костре (см. «печеная лепешка» в 3-я Царств 19:6), или в горячую золу (Исаия 44:19). Обычно использовались противни, сначала глиняные, позднее металлические. Их ставили на раскаленные камни, а сверху на них клали лепешки, которые через некоторое время переворачивали (Левит 2:5; Левит 6:21; Осия 7:8). Этот способ выпечки Х. широко распространен и в наст. время. Печи были двух видов. Первый представлял собой печную яму, вырытую в форме перевернутого котла с закрывающимся сверху отверстием. Печи второго вида сооружались на поверхности земли. В раскаленную печь лепешки через отверстие клали на внутр. перегородку, где они и выпекались. О том, как в печи поступал воздух, точных сведений нет. Из-за дыма печи делали не в жилых домах, а в непосредств. близости от них, в специальных пекарнях. Благодаря большим размерам печей в них могли печь Х. одноврем. до десяти женщин. Иногда для улучшения вкуса лепешек при выпечке использовалось масло. IV. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА В Пс. 103о Х. говорится, что он укрепляет сердце человека; Сам Иисус метафорич. называет Себя Х. Божьим или «хлебом жизни, Который сходит с небес» (От Иоанна 6:33:35:41:50:58). Этим Иисус говорит, что решающим условием для обретения вечной жизни является связь с Ним, вера в Него. Т.о., выражение «вкушать хлеб» (От Луки 14:15) означает единение за общей трапезой в Царстве Божьем. Во время Вечери Господней Иисус назвал Своим телом Х., принимаемый Церковью (От Матфея 26:26). Этот Х. символизирует единство Церкви, достигнутое жертв. смертью Иисуса и постоянно подтверждаемое и свидетельствуемое (1-е Коринфянам 10:16; 1-е Коринфянам 11:26). Упоминание Х. в сочетании с вином (Бытие 14:18) служит указанием на пышный пир, а в сочетании с водой (Притчи 25:21; Иезекииль 12:18) означает простую, но сытную пищу. Слова «отпускай», «дели хлеб свой» выражают призыв к щедрой благотворит-ти (Екклесиаст 11:1; Исаия 58:7). Однако уже в ВЗ, где подчеркивается, что Бог заботится о человеч. благополучии (Исход 16:8; Исход 23:25; Левит 26:5), говорится о том, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Второзаконие 8:3). Но духовную пищу дано вкусить лишь тем, кто верует в Иисуса.