Херувимы Библейская Энциклопедия Брокгауза

Херувимы [евр. керувим, мн.ч. от керув]:

1) Х. в Библии следует отличать от остальных ангелов. Если последним как «посланцам» Божьим даются различные поручения (Бытие 28:12; Бытие 32:1; Книга Судей 2:1-4; Псалтирь 90:11; От Матфея 18:10; Деяния 12:7-10; К Евреям 1:4), то Х. появляются прежде всего там, где находится и обнаруживается в Своем величии Сам Бог (ср. Исход 25:17-21; Псалтирь 79:2; Псалтирь 98:1; Иезекииль 1:1; Иезекииль 10 и др.). Впервые о Х. говорится в Бытие 3:24, где Бог поручает им сторожить дерево жизни и Эдемский сад. В сходной символич. роли Х. выступают в Исход 25:17-22. Х. понимаются как защитники ковчега завета, являющиеся в то же время видимым основанием невидимого престола Господа (1-я Царств 4:4; 2-я Царств 6:2; Псалтирь 79:2; Псалтирь 98 и др.);

2) в противоположность ангелам, которые всегда предстают в человеч. облике (только в Откровение 14:6 упоминается «летящий ангел»; в греч. тексте Откровение 8:13 стоит «орел»), Х. неизменно описываются как крылатые существа. Наконец, только они, в отличие от ангелов, и изображаются. Х. в видении Иезекииля – это человекоподобные живые существа, прямо ходящие на ногах, подобных ногам тельца, с человеч. руками и четырьмя крыльями, два из которых закрывают тело. Самое удивительное, однако, – это четыре лица у каждого Х. – человека, льва, тельца и орла (Иезекииль 1:4; здесь Х. не названы, но сказано: «подобие четырех животных ... облик их был как у человека»; в сходном описании в гл. 10 они названы Х.). То, что в Иез. 41упоминаются только два лица, человеч. и львиный облик, связано, видимо, с тем, что резчикам затруднительно было изобразить все четыре головы так, чтобы они были обращены в одну сторону. Тела, спины, руки и крылья Х. были «полны очей» (Иезекииль 10:12). Сведения об изображении Х. на ковчеге завета, в скинии и в храме Соломона столь скудны, что невозможно составить ясное представление ни об их облике, ни о соответствии этого облика описанию Иезекииля. Известно только об образах Х., находившихся в Святом Святых храма (3-я Царств 6:23-27; 2-я Паралипоменон 3:10-13). Их высота составляла 10 локтей (ок. 5 м), и своими распростертыми крыльями они касались друг друга и стен помещения. У них, по-видимому, было только по два крыла. Сегодня Х. часто представляют внешне схожими с крылатыми существами смешанной природы (курубу), чьи вырезанные из слоновой кости изображения находят при раскопках в Месопотамии, Палестине и Сирии;

3) в видении пр. Иезекииля Х. вместе с четырьмя живыми колесами образуют колесницу Господа (Иезекииль 1). Х. находились на крышке переносного ковчега завета (Исход 25:17-22; Крышка (ковчега завета), и Господь восседал на них (1-я Царств 4:4; 2-я Царств 6:2; 4-я Царств 19:15; ср. Числа 7:89). Золотые Х. храма Соломона в 1Пар. 28обозначены также как «колесница», а Давид говорит, что Господь полетел на Х. (2-я Царств 22:11; Псалтирь 17:11). Х. – свидетели личного присутствия Бога на земле, и именно так нужно понимать их изображение в украшении ⇒ скинии (Исход 26:1:31; Исход 36:8:35) и храма (3-я Царств 6:29:32:35; 3-я Царств 7:9:36; 2-я Паралипоменон 3:7:14; Иезекииль 41:18-20:25). В видениях Иоанна еще раз встречаются четыре «небесных животных» у престола Господа (Откровение 4:6-8; Откровение 5:6), которых также, пожалуй, можно считать Х.;

4) не как свидетели присутствия Божьего, но как стражи на пути к Нему появляются Х. в Бытие 3:24, где они охраняют от людей путь к дереву жизни;

5) в Иезекииль 28:13-19 царь тирский сравнивается с Х., который находился в Эдеме, в саду Божьем и на Его св. горе, но был изгнан за свое высокомерие. Толкователи часто усматривали в этом картину низвержения сатаны, о котором умалчивает Библия.