Хвала, восхвалять Библейская Энциклопедия Брокгауза

Хвала, восхвалять

I. Вся Библия исполнена Х. Богу; Х. присутствует во всех библ. книгах, но особенно в хвалебных псалмах, которые чередуются с псалмами философского содержания и плачами. Основное значение евр. глагола яда, переводимого как «восхвалять» («признавать», «подтверждать», тогда как греч. доксадзейн – «восхвалять», «почитать» – соотносится со словами «слава», «честь», «великолепие», «могущество»).

II. В Х. выражается благодарность всего творения, и прежде всего человека, за все, что содеял Бог для создания, сохранения и спасения мира (Псалтирь 39:4; Деяния 4:21). При этом следует отметить, что в ВЗ нет слова с прямым значением благодарности. На Божьи спасительные деяния человек отвечает Х. Восхвалять Бога человек может лишь при жизни, т.к. смерть заглушает и Х. (Псалтирь 29:10; Псалтирь 87:11:12; Псалтирь 113:25:26; Исаия 38:18:19). Если в ВЗ подобное утверждение в большинстве случаев относится исключит. к физич. смерти – Бог желает услышать Х. от людей, живущих на земле, – то уже в Иов 19:25 можно заметить (а в НЗ это становится совершенно очевидным, см. К Филиппийцам 1:21-23; Откровение 7:9-17), что Х. Богу звучит и из уст верующих, призванных Им в Его небесные обители. Именно подобная Х. является отличит. чертой жизни в Боге.

III. Общество верующих (во времена ВЗ – народ израил., а во времена НЗ – Церковь) возносит хвалу Богу на своих богослужениях. Здесь Бог присутствует среди Своего народа, здесь Он живет «среди славословий Израиля» (Псалтирь 21:4; ср. также 2-я Паралипоменон 5:13:14; Псалтирь 94:1; Псалтирь 99:1; К Римлянам 15:6). Х. возносится Богу и во время жертвоприношения (2-я Паралипоменон 29:25-31), и даже сама Х. рассматривается в качестве жертвы (Псалтирь 49:23; Псалтирь 68:31:32).

IV. Поводом для славословия служат в первую очередь Божьи деяния, приносящие благо народу завета (Исход 15:1-19; Псалтирь 104:1; Псалтирь 134:1) и направляющие историю человечества. Но главной причиной славословия явл. избрание и призвание людей через Христа и во Христе (К Ефесянам 1:3-14). Даже если путь, по которому Бог ведет Свой народ, не всегда легок, Х. все равно не умолкает (Иов 1:20:21): Бог и «в ночи дает песни» (Иов 35:10; ср. Деяния 16:25). Х. звучит даже из уст тех, кто познал праведное Божье наказание (Иисус Навин 7:19; Исаия 12:1-6). Бог восхваляется не только за милостивое водительство Своего народа, но и за сотворение мира; там, где оно воспевается, звучит хвалебный гимн (Псалтирь 28; Псалтирь 103 и др.), которому вторит вся Вселенная (Иов 38:7; Псалтирь 18:2-7; Псалтирь 144:10; Исаия 42:10-12).

V. Богу возносится Х. не только на земле, но и на небе (Аввакум 3:3). Там Его славословят ангелы, все «воинство небесное» (Псалтирь 102:20:21; Псалтирь 148; Исаия 6:1-4; От Луки 2:13:14); земная Х. – лишь слабый отблеск небесной славы. Но уже сейчас существует тесная связь между Церковью на земле и ангелами, находящимися перед Божьим престолом, как о том убедительно свидетельствует книга Откровение, в величеств. гимнах которой голоса живущих на земле людей вливаются в небесное славословие (Откровение 4:8-11; Откровение 5:8-14; Откровение 11:15-18; Откровение 12:10-12; Откровение 14:3; Откровение 15:3:4; Откровение 19:1-7).