Высота Библейская Энциклопедия Брокгауза

Высота [евр. бамот, ед.ч. бама].

I. Языч. капище хананеев (Числа 33:52) или моавитян (Числа 21:28; Числа 22:41; Иеремия 48:35). Израильтянам было приказано истреблять В., а язычникам разрешалось приносить жертвы только на том месте, «какое изберет Господь, Бог» (Второзаконие 12:2-7:11-14:17:26-30). Тем не менее Библия говорит о продолжавшемся служении на В., которое не подвергалось осуждению. Чаще всего это происходило в период между разрушением святилица в Силоме (Псалтирь 77:60; Иеремия 7:12:14; ср. 1-я Царств 4) и сооружением храма Соломона. Так, Самуил на В. приносил жертвы и совершал жертв. трапезу (1-я Царств 9:12-14:19:25); народ также приносил жертвы Господу на В. (3-я Царств 3:2). При Давиде и Соломоне ежедневные жертвы и жертвы по особым случаям приносились на одной из В. в Гаваоне (3-я Царств 3:4; 1-я Паралипоменон 16:39), где в то время стояла ⇒ скиния с главным жертвенником (1-я Паралипоменон 21:29). Вплоть до периода вавил. плена В. часто становились местом идолопоклонства (4-я Царств 21:2) (⇒ Идол, идолослужение), а также местом неупорядоченного, своевольного почитания Господа (2-я Паралипоменон 33:17; ⇒ Изображение). Одновременно идолослужение и поклонение изображениям Бога на В. особеннно часто происходило в Северном царстве (4-я Царств 23:15).

II. Иеровоам I учредил в Израильском царстве В. для поклонения Господу (3-я Царств 12:26-32), просуществовавшие до завоевания страны ассирийцами. В Иудейском царстве сооружение В. в честь чуждых божеств начали Соломон (3-я Царств 11:7) и Ровоам (3-я Царств 14:23). Процесс их уничтожения при царях Асе (2-я Паралипоменон 14:5), Иосафате (2-я Паралипоменон 17:6) и Езекии (4-я Царств 18:4:22) не получил своего завершения, поскольку Иорам (2-я Паралипоменон 21:11), Ахаз (2-я Паралипоменон 28:25) и Манассия (4-я Царств 21:3) восстанавливали В. Реформы Иосии (4-я Царств 23:4-20), охватившие и тер. прежнего Северного царства, также не смогли искоренить идолопоклонство (Иезекииль 6:3).

III. В. располагались на горах, в полях (Иеремия 17– согл. переводу М.Лютера; евр. текст непонятен), в «долине сыновей Енномовых» (Иеремия 32:35) и у подножия Масличной горы в Иерусалиме (4-я Царств 23:13), в городах Иудеи, Самарии и Израильского царства (4-я Царств 17:9), перед городскими воротами (4-я Царств 23:8) и «на всякой площади» (Иезекииль 16:24).

IV: 1) на В. устанавливали жертвенники (2-я Паралипоменон 14:3; Осия 10:8), жертвенники курения (2-я Паралипоменон 14:4 – в Синод. пер. – «статуи солнца»; ср. 4-я Царств 16:4), а при них – каменные статуи и изображения Ашеры (в Синод. пер. – «дубравы») (4-я Царств 23:14). Упоминаются также В. под Иерусалимом, на которых в жертву всесожжения приносили детей (Иеремия 19:5; Иеремия 32:35);

2) неоднократно говорится о домах и капищах на В. (3-я Царств 12:31; 3-я Царств 13:32; 4-я Царств 23:19). Согл. 4-я Царств 17:29:32, под капищами следует понимать храмы, где устанавливали изображения божеств и приносили жертвы; вероятно, здесь же находились и жилища священников (3-я Царств 13:33) или жрецов (4-я Царств 23:5), а также помещения для жертв. трапез (ср. 1-я Царств 9:19:22). Блудилища, упоминаемые в Иезекииль 16:24, были, вероятно, местами культовой проституции (⇒ Блуд).

V. При археол. раскопках были обнаружены различные В., и эти находки подтверждают и в значит. мере дополняют сведения письм. источников. На В. в Гезере было найдено восемь маццеб (камней высотой 1,5–3 м), стоящих в один ряд с севера на юг; от двух других маццеб сохранились лишь подножия. Неизвестно, был ли там жертвенник и изображение Ашеры. Выдолбленное в камне углубление, вероятно, служило местом для сбора воды (⇒ Чаша ⇒ Медное море). Здесь же была обнаружена яма для отходов. На второй, меньшей, В. располагались пять маццеб. В Нахарии (находящейся на побережье Средиземного моря между Тиром и Акко) В. находилась в непосредств. близости от храма («дома высоты»). Она представляла собой вымощ. камнем возвышение, к которому вели ступени. Подобное же сооружение, повидимому, находилось и в Мегиддо. Судя по маслянистому налету на камнях, на них в качестве жерт-воприношений возливали елей; остатки костей свидетельствуют о приношении в жертву животных. Здесь, в Мегиддо, были найдены специальные сосуды для жертвоприношений, а также разнообразные миниатюрные сосуды, сделанные почитателями местного божества. Одна В. была обнаружена в скале вблизи ⇒ Петры. Рядом с большим двором на возвышении располагалась платформа, к которой вели две лестницы, здесь находились два жертвенника. кроме того, были обнаружены два сточных желоба, водосборник для дождевой воды и две маццебы при входе.