Второе пришествие Иисуса Библейская Энциклопедия Брокгауза

Второе пришествие Иисуса

I. ВЕРА ВО ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ

Вера во Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю относится к основополаг. аспектам христ. веры. Все дело Господа, начавшееся с Его вочеловечения и включающее в себя страдания и воскресение, венчается Его Вторым пришествием. Учение о В.П. относится к разделу теологии, называемому эсхатологией (учением о последних временах). Наиб. часто встречающееся в греч. оригинале НЗ для обозначения В.П.И. слово парусиа в своем обычном, мирском смысле означает «прибытие властителя с официальным визитом». Наряду с ним употребляются также слова эпифанея – «явление» (напр., 1-е Тимофею 6:14; 2-е Тимофею 1:10; К Титу 2:13) и апокалюпсис – «откровение» (1-е Коринфянам 1:7; 2-е Фессалоникийцам 1:7; 1-е Петра 1:7:13; 1-е Петра 4:13). Новозаветное учение о В.П.И. развивает ветхозаветные пророчества о ⇒ Дне Господнем (см., напр., Иоиль 2:1; Малахия 3:2), но в нем этот день уже не рассматривается только как день суда. Господь, покинувший землю и вознесшийся на небо, чтобы вновь занять Свое место рядом с Отцом, с этого момента через проповедь Евангелия и воздействие Св. Духа начинает собирать Церковь, которая свидетельствует о Его уже наступившем Царстве. В определ. момент, неизвестный ни человеку, ни даже Ему Самому, Он вновь явится на землю, чтобы по поручению Своего Отца совершить суд и учредить Царство Божие сначала на земле в ее совр. виде (⇒ Тысячелетнее царство), а после истребления всех врагов Бога – и на обновленной земле.

II. ВЕСТЬ ИИСУСА

Иисус во время Своей земной жизни, говоря Своим ученикам о Себе, о Своем происхождении от Отца и Своем пути к Нему (От Иоанна 14:2), указал им на то, что Сам Он станет Господом в грядущем откровении Царства Божия (От Матфея 16:27). Об этом неоднокр. говорится в синоптич. Евангелиях, но в Ев. от Иоанна (см., напр., От Иоанна 5:28) этот факт лишь предпослан, хотя в целом в этом Евангелии внимание направлено больше на воздействие Св. Духа, через Которого Церковь и сегодня связана с Христом и познает Его (ср. От Иоанна 14:18-24; 16). Господь говорит о Своем Втором пришествии в большой эсхатологич. речи (От Матфея 24:1; От Марка 13:1), а также и в других местах НЗ. Из Его высказываний складывается след. картина: Он грядет в славе и в силе (От Матфея 24:30; От Матфея 25:31; От Матфея 26:64), а именно на облаках (От Матфея 24:30; От Матфея 26:64; ср. Даниил 7:13) в сопровождении ангелов (От Матфея 16:27; От Матфея 24:31; От Матфея 25:31). Его Второе пришествие будет сопровождаться необычными явлениями, напр. затмением солнца, луны, «спадением» звезд (От Матфея 24:29; От Марка 13:24; ср. Иоиль 2:10:30:31; Иоиль 3:15) и сотрясением земли и моря (От Луки 21:25). При этом на небе явится «знамение Сына Божия», а на земле будут слышны стенания людей (От Матфея 24:30). Второму пришествию Иисуса будет предшествовать время все большего притеснения верующих, увеличения искушений и соблазнов вплоть до разрушения всех человеч. и семейных уз (ср. От Матфея 24:1; От Марка 13:1). Христос будет вершить поруч. Ему ⇒ суд, которому подвергнутся все люди; приговор будет строгим и сообразным их делам (От Матфея 16:27; От Матфея 25:31). Однако Ев. от Иоанна и Откровение свидетельствуют о том, что этот суд не коснется верующих (см. От Иоанна 5:24). Для Церкви В.П.И. в значит. большей степени будет означать соединение со своим Господом (см. От Марка 13:27; От Иоанна 14:3) и получение воздаяния за свою веру, свое упование и перенесенные страдания. О времени Своего Второго пришествия Иисус ничего не сообщает, указывая, что об этом знает лишь Отец (От Матфея 24:36; От Марка 13:32). Итак, Второе пришествие грядет нежданно (От Матфея 24:42), подобно молнии, у людей не будет времени осмыслить случившееся. Поэтому Господь постоянно увещевает Своих учеников духовно бодрствовать (см., напр., От Матфея 24:42; От Матфея 25:1-13 и др.). Некоторые исследователи усматривают в словах Иисуса намек на то, что В.П.И. должно было произойти еще при жизни первого поколения христиан, но это мнение представляется необоснов. В высказываниях Иисуса прямо или косвенно указывается на более длит. период. Напр., Иисус говорил, что сначала Евангелие должно быть проповедано «до края земли» (От Матфея 24:14; От Марка 16:15; ср. От Матфея 26:13; От Матфея 28:19; От Луки 24:47). В притчах Он говорит о долгом отсутствии «господина», «жениха» или «царя» (От Матфея 24:48; От Матфея 25:5:19; От Луки 12:38). Притча, изложенная в От Луки 19:11-27, также представляет собой ответ Иисуса ученикам на их ожидание Его скорого возвращения. Этому не противоречат такие места, как От Матфея 10:23; От Матфея 16:28; От Матфея 24:34, но первое из этих мест все же может быть истолковано так, что миссия Его учеников среди израильтян еще не будет закончена, как придет Сын Человеческий. В этом оно приближается к сказ. в К Римлянам 11:1. Текст Мф. 16можно понимать как начинающееся после Пятидесятницы распространение Царства Божия, а в От Матфея 24:34 слова «род сей» можно отнести не к поколению (таково основное значение греч. слова генеа), а к роду человеч. или к народу Израиля; Евангелия дают основание надеяться, что человечество дождется пришествия своего Господа.

III. СВИДЕТЕЛЬСТВА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДРУГИХ КНИГАХ НОВОГО ЗАВЕТА

Первое же обетование, получ. учениками после вознесения Господа, указывает на Его Второе пришествие: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11). Так они свидетельствуют об этом и в своих проповедях (ср. Деяния 3:20; Деяния 17:31), и в своих посланиях. Именно здесь часто говорится о грядущем дне Господа, дне Его Второго пришествия (см., напр., 1-е Коринфянам 1:8; 1-е Коринфянам 4:5; 1-е Коринфянам 11:26; 1-е Коринфянам 15:23; 1-е Коринфянам 16:22; 1-е Фессалоникийцам 2:19; 1-е Фессалоникийцам 3:13; 1-е Фессалоникийцам 41-е Фессалоникийцам 5:11; 2-е Фессалоникийцам 2:1; 2-е Петра 3:12; Иакова 5:7). Церковь живет в ожидании этого дня (ср. слова Павла о Вечере, 1-е Коринфянам 11:26), она ожидает пришествия своего Господа (К Филиппийцам 3:20; К Титу 2:13). Она уповает на этот день как на день окончания искушений, страданий и испытаний (2-е Фессалоникийцам 1:7-10), когда будет истреблен великий беззаконник (2-е Фессалоникийцам 2:8) и все люди, в том числе и враги, признают Христа Господом (К Филиппийцам 2:10), а верующие получат воздаяние (2-е Фессалоникийцам 1:7) и похвалу (1-е Коринфянам 4:5). Господь создаст новое небо и новую землю, после того как прежние «прейдут» (2-е Петра 3:12). Высказывания учеников повторяют и дополняют слова Самого Господа. Он грядет на облаках (1-е Фессалоникийцам 4:17; 2-е Фессалоникийцам 1:7) вместе со всеми святыми Его (1-е Фессалоникийцам 3:13; 2-е Фессалоникийцам 1:10); Его пришествие будет возвещено гласом Архангела (1-е Фессалоникийцам 4:16; ср. Даниил 10:21) и трубой Божьей (1-е Коринфянам 15:52; 1-е Фессалоникийцам 4:16; ср. Псалтирь 46:6; Иоиль 2:1; Захария 9:14). Его пришествие станет днем воскресения всех почивших во Христе (1-е Коринфянам 15:23; 1-е Фессалоникийцам 4:16), но вместе с тем и днем великого Суда, когда Он осветит сокрытое во мраке и откроет сердечные намерения (1-е Коринфянам 4:5), и тогда дело каждого обнаружится (1-е Коринфянам 3:13; 2-е Коринфянам 5:10). Отсюда становится понятным, что целью духовного воспитания в церквах должна быть подготовка верующих ко Второму пришествию (ср. 2-е Фессалоникийцам 1:11; 1-е Иоанна 2:28); каждый верующий и вся Церковь тогда должны предстать неповинными (1-е Коринфянам 1:8; 1-е Фессалоникийцам 3:13) и святыми (1-е Фессалоникийцам 5:23), не имеющими пятна или порока (К Ефесянам 5:27); это возможно только в том случае, если ученики останутся верны Иисусу и Его слову. Одноврем. с этим апостолы увещевают Церковь хранить терпение в страданиях и искушениях (К Евреям 10:36; Иакова 5:7). Как и следовало ожидать, проблема скорого пришествия Христа играет заметную роль в апостольских посланиях, что вызвано неведением о сроках Второго пришествия (ср. 1-е Фессалоникийцам 5:1-6; 2-е Фессалоникийцам 2:1-9; 2-е Петра 3:8-14). Продолжительное ожидание скорого пришествия вызывало у верующих некоторую напряженность. В стремлении помочь им Петр ссылается на высказывание Псалтирь 89:4: «у Господа один день, как тысяча лет» (2-е Петра 3:8). Внезапность В.П.И. подчеркивается образом татя (вора) (1-е Фессалоникийцам 5:2:4; 2-е Петра 3:10), а дополняет его картина внезапных и неизбежных родовых мук (1-е Фессалоникийцам 5:3). Наступают последние дни (2-е Петра 3:3) и конец времен (1-е Коринфянам 10:11; 1-е Петра 4:7), последний час (1-е Иоанна 2:18), приблизился день спасения (К Римлянам 13:11), Господь близко (К Филиппийцам 4:5), Судья стоит у дверей (Иакова 5:9) и Господь не замедлит исполнить Свое обетование (К Евреям 10:37); но, с другой стороны, Павел вынужден предостеречь верующих от того заблуждения, что день Господень уже наступил (2-е Фессалоникийцам 2:2), и призвать их к упорному труду (2-е Фессалоникийцам 3:10-13). Итак, свидетельство о наступающем последнем часе вопреки скороспелым заключениям, которые наверняка были, может быть истолковано как начало последнего периода существования мира, который завершится Вторым пришествием Иисуса. Наконец, следует напомнить и о свидетельствах Откровения, в которых описаны воспринятые в видении события, связ. со Вторым пришествием и предшествующие ему. Тема В.П.И. пронизывает всю книгу, начиная с Откровение 1:7: «Се, грядет с облаками»; она звучит и в посланиях церквам (Откровение 2:16:25; Откровение 3:11:20). Прежде чем знамение Сына Человеческого появится на небе, через проповед. слово и через посл. Богом казни многокр. повторится требование к людям вернуться на пути Божьи. Ужасы суда потрясут землю (Откровение 8Откровение 9:21; Откровение 16:1), но время для обращения будет ограничено (Откровение 10:6), последняя труба возвестит Второе пришествие, а небесный хор – победу Агнца (Откровение 11:15; Откровение 12:10; Откровение 17:14); из отверстого неба (Откровение 19:11) для последней победы выйдет Господь, чтобы пребывать на земле (Откровение 20:4), в среде Своей Церкви, убранной, как невеста для жениха (Откровение 21:2). Отсюда становится понятна и последняя цель Второго пришествия, которую Павел уже упоминал в 1-е Коринфянам 15:23: Христос Победитель, завершая великое дело примирения, после свершения суда передаст новую землю Богу, Который будет жить среди Своего народа, примиренного человечества, и будет править им (Откровение 21:3:5; Откровение 22:3). ⇒ Мессия ⇒ Тысячелетнее царство ⇒ Обетование.