Время Библейская Энциклопедия Брокгауза

Время

I 1) одно из важнейших библ. понятий, связ. с идеей В., выражено греч. словом эон, которое может обозначать как ⇒ вечность в значении «бесконечность», так и особо продолжит. отрезок В. Значение этого слова в каждом конкретном случае выступает из контекста, но очевидно, что в отношении Самого ⇒ Бога (Бытие 21:33; Исаия 40:28) и Его свойств (⇒ Милость, Псалтирь 88:3; Псалтирь 137:8; ⇒ Милосердие, 2-я Паралипоменон 5:13) «вечность» может пониматься только как «бесконечность». Это же относится к Его слову (1-е Петра 1:25), Его спасению (Исаия 45:17) и Его Царству (Псалтирь 144:13). Под словом эон может подразумеваться и большой отрезок Свящ. истории, который, закончившись однажды, начинает принадлежать вечности. Так, Аароново священство считается «священством по уставу на веки» (Исход 29:9). То же относится и к установлениям культа, которые были лишь тенью грядущего и с его наступлением были отменены (К Евреям 7:11-22; К Евреям 9:11);

2) В. имеет власть над всем, что сотворено Богом, но для Самого Бога оно не существует. В. и вечность не следуют одно за другим, как бы объедин. одной линией. Неверно полагать, что до сотворения мира существовала вечность и после конца света она наступит вновь. В. и вечность – два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам, которые сосуществуют, но имеют коренные отличия, как мир видимого и мир невидимого (2-е Коринфянам 4:18). Но эта граница прозрачна, вечность проникает в то, что сковано узами В. Хотя присущие вечности блага спасения пребывают на небесах (1-е Петра 1:4), но избр. они доступны уже в их земной жизни (2-е Тимофею 1:12:14; 2-е Тимофею 4:8). Люди могут быть удостоены временного перехода через эту границу (2-е Коринфянам 12:2:4); тогда они пребывают «в духе» (Откровение 4:2), слышат и видят то, чего нельзя изречь ни на одном из земных языков. Миры вечности и В. различаются не столько по продолжительности, сколько по содержанию. Там, где надо подчеркнуть, что речь идет о бесконечности, в греч. языке употребляются другие слова;

3) собственно В. в греч. языке обозначается словами хронос и кайрос. Слово хронос обозначает момент, когда совершилось то или иное событие (От Матфея 2:7:16; От Марка 2:19; От Марка 9:21; От Луки 1:57; Деяния 1:6), или В., на протяжении которого к.-л. или ч.-л. пребывает в определ. состоянии (От Луки 8:27; От Иоанна 7:33). Слово же кайрос обозначает определ. срок или отрезок В. (От Матфея 24:45; От Луки 12:42; От Луки 20:10). Так, люди, услышав слово Божье, могут уверовать на какое-то время (От Луки 8:13). Соверш. послушание Христа проявляется в том, что Он все совершает в точно определ. В. (От Иоанна 7:6:8; ср. От Матфея 11:25; От Матфея 12:1; От Луки 13:1), зная об установл. Ему Отцом сроках (От Матфея 26:18). Сатане также отведено свое В. (От Луки 4:13). Но люди, как правило, не различают своего В. (От Матфея 16:3; От Луки 12:56; От Луки 19:44), хотя все указывает на то, что им дано В. спасения (К Ефесянам 5:16; ср. 2-е Коринфянам 6:2); с другой стороны, ничего нельзя предпринимать раньше установл. В. (ср. 1-е Коринфянам 4:5). Сам Бог определяет это В. для всего, что подчинено Ему (От Марка 13:33; От Луки 21:24; 2-е Фессалоникийцам 2:6; 1-е Петра 4:17; 1-е Петра 5:6; ср. Екклесиаст 3:1-8; Аввакум 2:3).

II 1) как и другие народы, израильтяне делили В. на годы (⇒ Календарь), месяцы, ⇒ дни и ⇒ часы, но у них это деление связывалось преимущ. с Богом и богослужением. Слово «ежегодно» встречается почти исключит. в указаниях к богослужениям и в сообщениях о них (Исход 13:10; Исход 30:10; Второзаконие 15:20; 1-я Царств 1:3; Захария 14:16). Бог упорядочивает течение лет, деля его на отрезки, в которые Его заповедь прерывает привычную жизнь ⇒ субботними годами и ⇒ юбилейным годом;

2) историч. книги Библии не знают сквозной хронологии, где отсчет В. начинался бы с определ. момента (⇒ Летосчисление). Годами измеряется только продолжительность ⇒ перехода через пустыню. За точку отсчета В. взят исход из Египта, подобно тому как в Риме отсчитывали годы от основания города. В книгах Царств и Паралипоменон год того или иного события обозначается как год царствования соотв. царя. Перед лицом Бога, для Которого «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2-е Петра 3:8), событие оценивается как исполнение Божьей воли, а не как «всемирно-исторический» момент. Только однажды библ. событие сознательно вводится в мировую историю: рождение Сына Божьего (От Луки 2:1) и начало Его служения (От Луки 3:1) знаменуют собой начало новой эры в истории человечества;

3) отсюда становится понятным, почему день, как строго определ. календарная дата, встречается в Библии только как срок установл. Богом праздника. Но понятие «час» никогда не встречается в ВЗ как указание на В. и лишь однажды – как указание длит-сти происходящего (Даниил 4:16); в остальном оно замещает понятие «в данный момент», «до данного момента» или «с этого момента». И лишь одно из описываемых событий хронометрируется в Евангелиях по часам: смерть Иисуса на кресте (От Матфея 27:45; От Марка 15:25:33; От Луки 23:44). Часы суток указаны и в повествованиях о таких событиях, как сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы (Деяния 2:15), первое чудо, соверш. учениками Господа (Деяния 3:1), видение Корнилия и молитва Петра (Деяния 10:3:9:30).

III. Из сказ. выше следует, что Библия рассматривает В. не как процесс, внутренне присущий миру, напр., как круговорот, в котором все повторяется, возвращаясь к своему началу, или как течение из ничего в ничто, а как нечто, данное Богом и направл. к определ. цели. Бог определяет продолжительность жизни (Иов 14:5; Псалтирь 30:16), только Он может продлить жизнь людей сверх предусмотр. срока (4-я Царств 20:6; Исаия 38:5; ср. От Матфея 6:27). Но Бог определяет и содержание каждого временного отрезка, ибо Он записывает в Свою книгу все дни жизни человека начиная с его рождения (Псалтирь 138:16). По Своей воле Бог определяет во В. события в жизни Своего и других народов (Бытие 15:16; Иеремия 25:11; Деяния 17:26). Как для отдельных людей и народов, так и для всего мира Бог определяет цель [греч. телос] их существования (⇒ Приход Царства Божиего на землю). Час последнего решения известен только Ему. Все жившие на земле предстанут тогда пред Божьим ⇒ судом (Откровение 20:11) и должны будут дать отчет об использовании отмер. им В. земной жизни. Правильное использование В. откроет путь к вечному блаженству, злоупотребление им приведет к вечному проклятию. Так В. обретает свой смысл как В. милости, предназнач. для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего суда.