Врач Библейская Энциклопедия Брокгауза

Болезнь и врачевание у израильтян всегда рассматриваются сквозь призму библ. изречения: «Я Господь, целитель твой» (Исход 15:26). Охозия, вопрошавший языч. оракула об исходе своей болезни (4-я Царств 1:6), и Аса, тоже не обратившийся к Господу в своей болезни, а призвавший врачей (2-я Паралипоменон 16:12), умирают. Напротив, с деяниями пророков, Иисуса и Его учеников нераздельно связаны ⇒ исцеление от болезней и ⇒ воскресение из мертвых. Израильтяне не развили медицины как самостоят. отрасли знаний подобно египтянам (ср. Бытие 50:2), вавилонянам, ассирийцам и грекам. Тем не менее, В. неоднократно упоминаются в Библии. То, что их услуги оплачивались, следует из Исход 21:19. Чаще слово В. употребляется в переносном смысле. Иов доверял Богу больше, чем «бесполезным врачам», как он называет своих друзей (Иов 13:4). Исаия пророчествовал о невозможности исцеления безнадежно больного израил. общества (Исаия 3:7), и Иеремия не мог найти В. для исцеления «дщери народа», т.е. Иудеи (Иеремия 8:22). Вместе с греч. культурой в Палестину проникает и греч. медицина (От Марка 5:26; От Луки 8:43). Иисус приводит поговорку о В., который должен исцелить самого себя (От Луки 4:23). С В. Он сравнивает и Себя Самого (От Матфея 9:12). Но средства врачевания у Иисуса совершенно особые: «ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5). Лука, спутник Павла и евангелист, – В. по профессии (К Колоссянам 4:14). Как помощники В. упоминаются повивальные бабки и ⇒ «составляющие масти» (мази), которые нередко заменяли В. Несмотря на то, что в Библии говорится о некоторых ⇒ болезнях, сведения о лечебных средствах весьма скудны. Раны очищались и перевязывались (Исаия 1:6; Исаия 30:26). Для смягчения служило масло, для дезинфекции – вино (От Луки 10:34). К этому прибавлялось лечение мазями и бальзамом (Иеремия 8:22; Иеремия 46:11; Иеремия 51:8); упоминается и глазная мазь (Откровение 3:18). При переломе костей говорится о спец. повязке (Иезекииль 30:21), которая, вероятно, накладывалась на поврежденное место поверх шины. Из лекарств. средств упоминаются пластыри из смокв при нарывах (Исаия 38:21) и плоды мандрагоры (мандрагоровые яблоки), которые должны были помогать от бесплодия (Бытие 30:14); листья в качестве лекарства названы в Иезекииль 47:12. Вино употреблялось как укрепляющее средство для желудка (1-е Тимофею 5:23); смешанное со смирной, оно служило анестезирующим средством (От Марка 15:23). При душевных недугах исцеляющее воздействие ожидалось от музыки (1-я Царств 16:16), а в Притчи 16:24 говорится о «приятной речи», которая «сладка для души и целебна для костей». Буйных душевнобольных и одержимых бесами связывали цепями, чтобы они не причинили вреда себе и окружающим (Даниил 4:12:20; От Марка 5:3; От Луки 8:29).