Вразумление, наказание, вразумлять Библейская Энциклопедия Брокгауза

Вразумление, наказание, вразумлять

I. Ребенка и подростка следует вводить в жизнь посредством ⇒ воспитания, чтобы впоследствии он смог занять отвед. ему Богом место и достичь поставл. ему Богом цели. Для этого необходимо посредством наставления сообщить ему определ. знания. Но человеку также нужно дать представление об определ. образе жизни, а это делается через В. От природы в каждом человеке заложено стремление опуститься вниз, к греху (Бытие 6:5; Притчи 1:16; Иеремия 3:17). Этому должно противостоять В., и горе тому, кто его ненавидит и уходит от него (Притчи 5:12-14; Притчи 15:10). Мудрый сын слушает наставление отца (Притчи 13:1), следует предостерегающему слову (Притчи 1:2:5; Притчи 23:12). Но чем больше возрастает сопротивление того, кто подвергается наказанию, тем более суровые формы должно принимать В. (Притчи 13:24; Притчи 22:15; Притчи 23:13), чтобы воспитание оставалось путем к жизни (Притчи 6:23; Притчи 10:17). Но даже если жесткость необходима, детей нельзя раздражать (К Колоссянам 3:21), вызывая у них гнев. Это достижимо только в том случае, если сами воспитатели пребывают «в учении и наставлении Господнем» (К Ефесянам 6:4). Сформиров. правильным воспитанием внутр. позиция выражается в поведении, которое называют стыдливым или пристойным (1-е Тимофею 2:9; К Титу 1:8; К Титу 2:12).

II. Цель В. – подчинение воле и установлениям Божьим:

1) а) Господь, относясь с долготерпением к Своему народу, все же прибегает к жестким средствам В. там, где народ нарушает заключенный завет (⇒ Завещание и завет ⇒ Союз, завет) (Левит 26:23; Аввакум 1:12). Пророки призывают народ к порядку (1-я Царств 7:3-6), но Бог с момента заключения завета прибегает и к строгому суду там, где это оказывается необходимым (Числа 16:1; Числа 21:4-9). Он на время отдает Свой народ в рабство к язычникам (Книга Судей 2:11-15; Книга Судей 3:7), наконец (см. Иезекииль 21:18) позволяет увести его в изгнание и ⇒ рассеяние (Иезекииль 6:8; Иезекииль 11:16). Господь говорит, что вместо ветхого завета, к исполнению которого израильтян Ему пришлось принуждать (Иеремия 31:32), Он заключит с «домом Израиля» новый завет; б) отдельные люди из народа Божьего также прогневляют Его. Господь наказывает их за грехи (Псалтирь 38:12), и они осознают это наказание как гнев Божий (Псалтирь 6:2; Псалтирь 37:2). Но им известно также, что Божье наказание как средство В. не должно вести к смерти, а призвано предохранить от окончат. заблуждения (Псалтирь 93:12; Псалтирь 117:18);

2) особенно заметно действие В. Божьего на Церкви, которая должна не только соблюдать Божьи заповеди, но и открывать миру Его славу и любовь (2-е Коринфянам 4:6). Эта задача требует ⇒ освящения во всей полноте (1-е Фессалоникийцам 5:23) как всей Церкви (К Ефесянам 5:27), так и каждого ее члена (1-е Тимофею 6:11). Так, ⇒ возрождение становится вступлением во В. Божье, ибо новая жизнь требует от человека полного отрешения от всего, что он имеет (От Луки 14:33). Это невозможно без В., и потому Бог «кого любит, того наказывает» (К Евреям 12:6-11; Откровение 3:19), и целью этого наказания является мирный плод праведности (К Евреям 12:11).

III. Привлекая Церковь к Своему делу спасения людей, Господь хочет, чтобы в ней применялось наказание. Для этого предназначены блюстители [греч. эпископой, Деяния 20:28, «ангелы» церквей (Откровение 2:1:8:12)], которые ответственны перед Богом за то, чтобы в церквах не распространялись грехи и лжеучения и чтобы никто не лишился благодати (К Евреям 12:15). Здесь наказание и ⇒ увещевание (Деяния 20:31) всегда должны иметь своей целью В. (К Галатам 6:1; Иакова 5:19), но Церковь не должна останавливаться и перед применением крайнего средства – отлучения от себя тех, кто не хочет слушать В. (От Матфея 18:15-18; 1-е Коринфянам 5:3-5:13; 2-е Коринфянам 6:14-17; 1-е Тимофею 1:20; 2-е Тимофею 3:5; К Титу 3:10), и прекращения общения с ними (2-е Иоанна 1:10).