Вражда, враг Библейская Энциклопедия Брокгауза

Вражда, враг: 1) грехопадение стало причиной появления на земле В. (Бытие 3:15); ап. Павел относит В. к «делам ⇒ плоти» (К Галатам 5:19). Когда в Библии говорится о В., в первую очередь имеется в виду В. против Бога (От Матфея 13:25:39; Деяния 13:10; К Римлянам 8:7; К Филиппийцам 3:18; Иакова 4:4), которой в плоскости межчеловеч. отношений соответствует ненависть к Божьему народу (Есфирь 3:8; Иезекииль 35:5) и верующим (От Матфея 10:22:36; От Иоанна 15:18-20; От Иоанна 16:2). Со времен Каина и Авеля (Бытие 4) нечестивые люди убивают праведников за их благочестивые дела (От Иоанна 8:37-44; 1-е Иоанна 3:12; ср. Прем. 2:10–20). Человеч. враждебность побуждает Бога быть «врагом ... врагов» Своего народа (Исход 23:22). Отсюда становится понятной непримиримая В. Израиля к хананеям (Второзаконие 7), над которыми должен свершиться суд Божий (Бытие 15:16), а также ненависть к врагам Бога, выраженная в псалмах (Псалтирь 138:19-22). Здесь ⇒ ненависть ко всему злому переносится на того, кто совершает злые поступки. Но, с др. стороны, уже в ВЗ звучит требование не только проявлять любовь к ближнему (Левит 19:18), но и быть милосердным к своему врагу (Исход 23:4; Притчи 24:17; Притчи 25:21; ср. Иов 31:29);

2) врагам Израиля отводится особая роль: Господь использует их для наказания Своего неверного народа (Книга Судей 2:14; Иеремия 21:7). Несмотря на то, что враги израильтян действуют по воле Божьей и являются орудием в Его руках, они становятся виновными в «дерзости против Бога» (4-я Царств 19:25-28; Исаия 10:5-16) и над ними исполняется обетование, данное Господом Аврааму: «и злословящих тебя прокляну» (Бытие 12:3) – таков приговор любому врагу избранного Божьего народа;

3) Иисус Христос принял за нас смерть на кресте, когда мы еще были Его врагами (К Римлянам 5:10; К Колоссянам 1:21). Тем самым Иисус сделал любовь к врагу зримой реальностью (От Луки 23:34): теперь ее могут и обязаны проявлять также люди, находящиеся «во Христе» (От Матфея 5:44; От Луки 6:27; К Римлянам 12:14:20; ср. От Луки 1:74). В. между евреями и язычниками, между Божьим народом и остальными народами может быть преодолена только в Церкви (К Ефесянам 2:14-16). Любовь к врагу не означает пассивного отступления от истины; Иисус решительно разделяет друзей и врагов (овцы и волки в От Матфея 10:16), называет Своих врагов подобающими именами и возвещает им о грядущем Суде (От Матфея 23:13-33), чтобы тем самым призвать их к покаянию (От Матфея 9:13; От Матфея 18:11);

4) но в конце дней, когда Господь положит всех врагов Иисуса Христа «к подножию ног Его» (Псалтирь 109:1; 1-е Коринфянам 15:25) и когда «последний враг истребится – смерть», тогда прекратится всякая В. на земле (Исаия 11:6-8). И «вся тварь с надеждой ожидает» этого (К Римлянам 8:19-22).