Воспитание, воспитывать Библейская Энциклопедия Брокгауза

ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Евр слово ясар, имеющее значение «воспитывать», можно перевести и как «наказывать» и «учить» (однако в тех местах Синод. пер., где употреблены эти рус. глаголы, в тексте оригинала могут быть другие евр. слова). Слово ясар обозначает воздействие одной личности на другую – Бога на человека или человека на своего ближнего. Греч. слово пайдеуэйн означает «воспитывать (ребенка)», «руководить, «наставлять», «наказывать».

I. БОЖЬЕ ВОСПИТАНИЕ

Первейшее назначение Библии – В. человека, при этом под В. подразумевается не просвещение и образование, а помощь в деле спасения и искупления. Бог, как Создатель и Господь, воспитывает человека, направляя его т.о., чтобы он склонился перед Его волей, почитал Его и служил Ему. Это относится как к отдельному человеку, так и к народу Божьему в целом:

1) МИЛОСЕРДИЕ БОЖЬЕ. Даже проявляя Свой гнев, наказывая, Бог руководствуется любовью и милосердием (Исаия 54:5; Иеремия 31:3; Плач Иеремии 3:31; Осия 11:1). Милосердие воплощено в образе Бога Отца (Исаия 63:16; К Ефесянам 3:14) и подтверждено через Иисуса Христа (От Иоанна 20:17; К Галатам 4:6). Бог поступает с нами, как с сыновьями. Кого Господь любит, того и наказывает (К Евреям 12:6). Но «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Псалтирь 102:13; ср. Исаия 49:15; Исаия 66:13);

2) ЦЕЛЬ Божьего В. (наказания) состоит в следующем: а) обращение грешников: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся». (Откровение 3:19; ср. Псалтирь 31:4; Плач Иеремии 3:40; 1-е Коринфянам 11:32); б) испытание (1-е Петра 4:12) и укрепление веры (см. истории Авраама и Иова). Всякое Божье наказание приносит испытуемым «мирный плод праведности» (К Евреям 12:11; ср. К Римлянам 5:3); в) осознание того факта, что во всех жизненных обстоятельствах спасение всецело зависит от Бога (2-е Коринфянам 1:8-10). Нам предстоит стать «подобными образу» Иисуса (К Римлянам 8:29; 2-е Коринфянам 3:18), с тем чтобы Его жизнь открылась в нас (2-е Коринфянам 4:11). ⇒ Человек является образом Божьим, и через воздействие Св. Духа в нем «изображается» Христос (К Галатам 2:20; К Галатам 4:19);

3) средства и пути достижения этой цели столь же многообразны, как многообразны человеч. жизнь и Божий промысел (2-е Коринфянам 6:9; 2-е Коринфянам 11:23). Поскольку Бог воспитывает нас «во Христе», то пути Его носят знак креста (2-е Коринфянам 4:10). Сам Христос учился послушанию через страдания (К Евреям 5:8). Божье попечительство охватывает всю нашу жизнь – каждый день и каждый поступок (Псалтирь 138:16; К Ефесянам 2:10). Бог не дает нам таких испытаний, которые мы не в силах были бы вынести (1-е Коринфянам 10:13). Он знает, в чем мы имеем нужду (От Матфея 6:32), и содействует нам «ко благу»; ничто не отлучит нас от любви Божьей (К Римлянам 8:28:35). Божья любовь дает нам уверенность в том, что «начавший» в нас «доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа» (К Филиппийцам 1:6).

II. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 1) ВОСПИТАТЕЛЬ – СОРАБОТНИК БОГА. Ключевым моментом в библ. учении о родительском В. принято считать следующее наставление ап. Павла: «...И вы, отцы... детей ваших... воспитывайте... в учении и наставлении Господнем» (К Ефесянам 6:4; ср. Второзаконие 6:6). Воспитателем выступает Сам Господь. М.Лютер говорит, что «учение и наставление» должно совершаться «по примеру Бога, чтобы дети знали, что через родителей их воспитывает и наказывает Сам Бог». Божий гнев и Его милосердие выражаются в любви, которая, будучи направленной на благо Божьего чада, должна и наказывать (Притчи 13:24; Притчи 29:15). При этом, как указано в К Ефесянам 6:4, отцы не должны «раздражать детей» своим гневом. Произвол необходимо исключить. Так воспитатель становится Божьим соработником, а процесс В. через Духа Божьего распространяется и на него самого (К Титу 2:12; К Евреям 12:7). Родители и воспитатели, отступающие от Бога и не руководствующиеся Его любовью, подвергают опасности детей, вверенных их заботам (Притчи 19:18; К Колоссянам 3:21);

2) ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ состоит в том, чтобы подготовить молодого человека к выполнению предназнач. ему Богом, в соответствии с его дарованиями, жизненной задачи: жить не для себя, а служить Богу, угождая своим ближним (От Иоанна 13:15; 2-е Коринфянам 5:15). Родители несут ответственность перед Богом за В. детей (Псалтирь 126:3; Притчи 1:8; Притчи 17:6). Бог Сам печется о них (От Матфея 18:6:10) и призывает родителей к ответу (1-я Царств 3:12-14). Школа (синагога) и религ. община дополняют и расширяют родит. В. При этом в заботе о детях, в их обучении и В. следует исходить из физических и духовных задатков, из индивидуальных особенностей каждого ребенка (Притчи 22:6);

3) ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ. Писание тесно связывает между собой первую и пятую заповеди (⇒ Десять заповедей). Почитание родителей неотделимо от почитания Бога (Малахия 1:6). Истинная богобоязненность детей выражается в том, что они почитают родителей и проявляют послушание им (Левит 19:2). «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу» (К Колоссянам 3:20; ср. К Ефесянам 6:1). Но поскольку «дети забывают родителей так же, как все мы забываем Бога» (М.Лютер), то воспитатель должен требовать послушания только в том случае, если он сам готов прощать детей и проявлять терпение к ним, подобно тому как Христос прощает нас и проявляет к нам терпение. ⇒ Дети, сыновья, младенцы, чада.