Волосы Библейская Энциклопедия Брокгауза

Волосы: 1) у египтян было принято брить лицо и сбривать В. на голове (Бытие 41:14). Израильтяне – мужчины (Иезекииль 8:3) и женщины (ср. 1-е Коринфянам 11:5:15), как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные В. Назореи, посвятившие себя Господу, не должны были стричь В. либо на период обета (Числа 6:5), либо вообще никогда (Книга Судей 13:5). Остальные израил. мужчины обрезали В. время от времени (2-я Царств 14:26), пользуясь «острым ножом, бритвой брадобреев» (Иезекииль 5:1). Законом запрещались некоторые виды стрижки, связанные с языч. культовыми обрядами (Левит 19:27; Левит 21:5; Второзаконие 14:1) или принятые у других народов, напр. у арабов, которых нередко называли «стригущими волосы на висках» (Иеремия 9:26; Иеремия 25:23; Иеремия 49:32);

2) сбривание В. на всем теле совершалось при посвящении левитов (Числа 8:7), при очищении прокаженного (Левит 14:8), а также по окончании обета назорейства (Числа 6:18; Деяния 18:18; Деяния 21:24). Если пленница становилась женой израильтянина, она должна была «остричь голову» (Второзаконие 21:12). В остальных случаях быть «плешивым» считалось постыдным (4-я Царств 2:23). ⇒ Плешивый (лысый) ⇒ Плач, оплакивать;

3) для ухода за В. мужчины и женщины использовали елей (⇒ Масть (мазь); Псалтирь 22:5; От Матфея 6:17). Археол. раскопки свидетельствуют, что в те времена были известны бритвы и гребни, а также металлич. зеркала (Исход 38– в МТ говорится, что умывальник и его подножие были сделаны из литого зеркала; Иов 37:18). Красивыми считались черные вьющиеся В., кудри (Песни Песней 5:11; Песни Песней 7:6). В Исаия 3:23, вероятно, имеются в виду искусственно завитые В.; приспособления для завивки В. были найдены при раскопках в Газе и Гезере. Судя по егип. изображениям, израильтянки стягивали свои длинные, ниспадающие В. лентами. Высказывания в 1-е Тимофею 2:9; 1Петр. 3направлены, очевидно, против заимствования христианками модных причесок у знатных римлянок. Апостолы считали, что христианки не должны заниматься такого рода «плетением волос». При появлении на людях женщина должна была прикрывать голову и лицо покрывалом. (⇒ Голова.) Женщина, подозреваемая в прелюбодеянии, представала перед священником с обнаж. головой (Числа 5:18). Остриж. В. также были признаком того, что женщина совершила прелюбодеяние (1-е Коринфянам 11:6). ⇒ Женщина (IV,Б,2,б);

4) выражение «не дать ни одному волосу упасть с чьей-либо головы» предполагает гарантию полной безопасности (1-я Царств 14:45; 2-я Царств 14:11; 3-я Царств 1:52; От Луки 21:18; Деяния 27:34). То же самое подразумевали, говоря, что у к.-л. «на голове все волосы сочтены» (От Матфея 10:30; От Луки 12:7).