Войско Библейская Энциклопедия Брокгауза

Войско: 1) израил. В. представляло собой народное ополчение, в которое входили все мужчины старше 20 лет (согл. Иосифу Флавию, до 50 лет) (Числа 1:2; Числа 26:2). Священники и ⇒ левиты освобождались от воен. службы (Числа 1:47-50), но, если того требовали обстоят-ва, они, как и остальные мужчины, могли носить оружие (1-я Паралипоменон 12:23:26-28; 2-я Паралипоменон 23:7). Вплоть до новозаветных времен из левитов набиралась вооруж. охрана храма (⇒ Ванея, 1). Временно освобождались от воен. службы израильтяне, построившие новый дом, насадившие виноградники и обручившиеся с будущей женой. То же касалось «боязливых и малодушных» (Второзаконие 20:5-8);

2) в народном ополчении каждый воин должен был сам заботиться о своем пропитании (Книга Судей 20:10; 1-я Царств 17:17). При нападении врага ополченцы созывались сигналом трубы, а иногда – с помощью посыльных (Книга Судей 6:34; Книга Судей 19:29; 1-я Царств 11:7). Встречающиеся в ВЗ указания на численность ополчения говорят о том, что в него обычно входили почти все военнообяз. мужчины (1-я Царств 11:8; 1-я Царств 15:4; 1-я Паралипоменон 5:18). Для локальных воен. действий набирались меньшие ополчения, но, как правило, – из представителей всех колен (Числа 31:4; Иисус Навин 7:3; Книга Судей 20:10);

3) вплоть до эпохи царств В. состояло исключит. из пеших воинов, вооруж. копьями и щитами (Исход 12:37; Числа 11:21; 1-я Царств 4:10; 1-я Царств 15:4; 1-я Паралипоменон 12:8:24:34; 2-я Паралипоменон 14:8; 2-я Паралипоменон 25:5), а также из оснащ. более легким оружием лучников, которые, вероятно, использовали и пращу (1-я Паралипоменон 8:40; 1-я Паралипоменон 12:2; 2-я Паралипоменон 17:17). Деление на тысячи, сотни (Исход 18:25; Числа 31:14:48; 2-я Царств 18:1; 2-я Паралипоменон 25:5) и более мелкие подразделения численностью в 50 (1-я Паралипоменон 8:12; 4-я Царств 1:9) и, возможно, 10 воинов основывалось на делении колена по родам и семьям. Принцип построения войскового подразделения в основном соответствовал принципу внутр. деления колена, так что фактич. численность подразделения, именуемого тысячей, постоянно менялась и, вероятно, часто была намного меньше номинальной (⇒ Колено);

4) каждое подразделение имело своего командира, т.е. начальника над 1000, 100 и 50 воинами (1-я Царств 18:13; 2-я Царств 18:1; 4-я Царств 1:9; 4-я Царств 11:4). Главнокомандующим был начальник В. (1-я Царств 14:50; 2-я Царств 20:23; 3-я Царств 2:35; 3-я Царств 4:4). В распоряжении главнокомандующего находился писец, в обязанности которого входила регистрация призванных в В. (4-я Царств 25:19; ср. 2-я Паралипоменон 26:11). При Давиде народное ополчение было организовано по-новому и состояло из 12 подразделений по 24 тыс. человек в каждом. Каждое из них несло службу один месяц в году (1-я Паралипоменон 27:1-15). Т.о., царь располагал своего рода регулярными войсками;

5) зачатки постоянной армии появились еще при Сауле, который держал при себе 3 тыс. человек, собранных из всех колен Израилевых, чтобы в любой момент быть готовым отразить нападение филистимлян (1-я Царств 13:2; ср. 1-я Царств 24:3). С момента бегства от Саула Давид имел ядро В., состоявшее из его храбрых; часть из них позднее заняли высокие командные должности (2-я Царств 10:10; 2-я Царств 20:23; 1-я Паралипоменон 27:2:5:7:9-14). кроме того, у Давида были телохранители (хелефеи и фелефеи) и 600 гефских наемников под командованием Еффея (2-я Царств 15:18). Соломон оснастил свое В. 1400 колесницами, которые вместе с 12 тыс. всадников были размещены в «колесничных городах» – Гацоре, Мегиддо, Гезере, а также в Иерусалиме. Были сооружены 4 тыс. стойл для коней и помещений для колесниц (2-я Паралипоменон 1:14; 2-я Паралипоменон 9:25). Экипаж израил. колесницы, как и хеттской или ассир., состоял из трех воинов. Один правил лошадьми, другой стрелял из лука, третий прикрывал соратников щитом. В егип. же колесницах находилось по два воина;

6) иуд. цари, правившие позднее, тоже уделяли немало внимания оснащению В. Это относится к Ровоаму (2-я Паралипоменон 11:5-12), Асе (2-я Паралипоменон 14:6), Иосафату (2-я Паралипоменон 17:12-19), а также к Озии (2-я Паралипоменон 26:11-15), который ввел новые виды вооружения. ⇒ Война ⇒ Крепость ⇒ Начальник, вождь ⇒ Знамя ⇒ Легион ⇒ Полк ⇒ Оружие и орудия труда.