Вирсавия Библейская Энциклопедия Брокгауза

Вирсавия: 1) [евр. Бат-Шева, «дочь изобилия» ], дочь Елиама, внучка Ахитофела и жена хеттеянина Урии (2-я Царств 11:3; 2-я Царств 23:34; От Матфея 1:6). Когда Урия в составе израил. войска осаждал Равву, Давид увидел купающуюся В. и велел привести ее к себе. В. не посмела противиться воле царя и подчинилась ему. Когда же она сообщила царю, что носит его ребенка, и все попытки Давида скрыть совершенный грех остались безрезультатными, он послал Урию на верную смерть и по окончании траура женился на В. (2-я Царств 11). Ее первый сын по воле Господа умер на седьмой день после рождения, но затем она родила Давиду Соломона (2-я Царств 12:14:18:24) и еще трех сыновей: Шиму, Шовава и Нафана (1-я Паралипоменон 3:5). Когда Адония незадолго до смерти Давида попытался захватить власть, Вирсавия и пр. Нафан предупредили об этом Давида, и он опередил Адонию, помазав Соломона на царство (3-я Царств 1:11-53). Во время второй попытки заявить свои права на престол Адония убеждает В. просить у Соломона для него в жены Ависагу сунамитянку, на которой в старости был женат Давид. Но Соломон усматривает в этом тайные намерения завладеть престолом и повелевает казнить Адонию (3-я Царств 2:13-25);

2) [(Беэршива) в совр. лит-ре – Беэр-Шева, «колодец семи» или «колодец клятвы» ], место в пустыне на самом юге Иудеи, где Авимелех и Авраам заключили между собой договор. У колодца, выкопанного по приказу Авраама, они поклялись больше не причинять вреда друг другу и наказали своим пастухам жить в мире (Бытие 21:22). Для закрепления договора Авраам дал Авимелеху семь овец, отсюда и название – «колодец семи». Авраам жил здесь и призывал имя Господа. Когда Авраам отправился в Хеврон, филистимляне засыпали колодец, так что возвратившемуся Исааку пришлось его выкопать заново. Затем Авимелех или его преемник возобновили с Исааком договор, заключ. с Авраамом (Бытие 26:26). Из В. бежал Иаков от Исава, и затем здесь же он приносил жертвы Богу, перед тем как отправиться к Иосифу в Египет (Бытие 28:10; Бытие 46:1). Возле колодца был построен самый юж. город в земле обетованной, вошедший в удел колена Симеона (Иисус Навин 19:1). Поэтому выражение «от Дана до Вирсавии» обозначало весь Израиль (Книга Судей 20:1). В В. вершили суд сыновья Самуила (1-я Царств 8:2); через В. проходил Илия по пути к горе Хорив (3-я Царств 19:3). Вероятно, во времена Амоса В. была свящ. городом, в который совершали паломничество даже жители Северного царства (Амос 5:5; Амос 8:14). В В. поселились многие иудеи, вернувшиеся из плена (Неемия 11:27:30). В наст. время на месте древнего города находится холм Телль-эс-Саба (новоевр. Телль-Беэр-Шева), располож. в 40 км юго-зап. Хеврона, около г. Бир-эс-Саба (новоевр. Беэр-Шева).