Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино Библейская Энциклопедия Брокгауза

Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино

I. Виноградная лоза (Vitis vinifera) – древесное ползучее растение; тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с помощью которых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению (ср. От Иоанна 15:2). Лоза может жить довольно долго, и у старых растений происходит «опробковение» коры ствола. Древесину виноградной лозы используют только в качестве топлива (Иезекииль 15:1-6).

II. 1) почва и климат Палестины очень благоприятны для выращивания В. Существуют свидетельства о возделывании В. с очень ранних времен (Бытие 14:18; ср. также Бытие 9:20) почти во всех областях страны. Его выращивали в земле Филистимской (Книга Судей 15:5), на Изреельской равнине (3-я Царств 21:1), в оазисе Ен-Геди (Песни Песней 1:13), но особенно много В. было в холмистых местностях – вблизи Хеврона, в долине Есхол (Числа 13:24), под Силомом (Книга Судей 21:20), Сихемом (Книга Судей 9:27) и Самарией (Иеремия 31:5), на вост. берегу Иордана (Исаия 16:8-10; Иеремия 48:32), а судя по находкам, также и в пустыне Негев;

2) обычно виноградники располагались на склонах гор (Исаия 5:1; Иоиль 3:18). Чтобы плодород. почву не смывали дожди, израильтяне сооружали террасы. Сады обносили заборами или стенами от кабанов и ⇒ шакалов во избежание потрав (Числа 22:24; Псалтирь 79:9-14; Притчи 24:30; Песни Песней 2:15; Исаия 5:5). Очистив почву от камней, на ней сажали виноградные лозы, строили дозорные башни и сооружали точило (виноградный пресс) (Исаия 1:8; Исаия 5:1-7; От Матфея 21:33-41). Виноградник требует много труда (ср. От Матфея 20:1-16), особенно летом, перед окончат. сбором урожая (⇒ Календарь, III); в это время виноградари обычно живут на своих виноградниках в палатках. Уход за виноградником состоит в том, что время от времени нужно рыхлить землю и очищать ее от сорняков (Притчи 24:30; Исаия 5:6); лозы требуется обрезать и очищать (Левит 25:3; От Иоанна 15:2). Ствол виноградной лозы обычно лежит на земле, а плодоносные ветви держатся на подпорках (ср. Иезекииль 17:6; Осия 10:1). Иногда лоза ползет вверх по ветвям других деревьев;

3) из ягод В. получали сок (Исаия 63:2; Откровение 14:19:20), их ели свежими или сушеными (Числа 6:3; Второзаконие 23:25). Сушеный В., т.е. изюм, спрессовывали в лепешки (1-я Царств 25:18, 1-я Царств 30:12, в Синод. пер. – «связки изюма»; ⇒ Мед, III). Первые гроздья созревали уже к июлю, но сбор основного урожая приходился на сентябрь и мог продолжаться до октября. Это было время радости (ср. Исаия 16:9:10), особенно когда В. начинали давить – с помощью пресса или ногами. Спелые грозди срезали (Иеремия 6:9) и помещали в точило, состоящее из плоского чана с отверстиями для слива сока, стекающего в располож. ниже другой чан. Как правило, оба чана высекались из камня. Мужчины давили гроздья голыми ступнями, переступая по слою В. (Неемия 13:15; Иов 24:11; Исаия 63:3), при этом они напевали, чтобы работать в ритме (см. Исаия 16:10; Иеремия 25:30; Иеремия 48:33). «Кровь гроздов» (Бытие 49:11) окрашивала их кожу и одежду в красный цвет (Исаия 63:1-3). Выжатый сок собирали в располож. ниже чан, а затем им наполняли кожаные мехи (Иов 32:19; От Матфея 9:17) или глиняные кувшины. Там его оставляли для брожения, а затем переливали в другие сосуды (Иеремия 48:11), причем на дне старых сосудов оставался осадок, служивший бродильным элементом. (⇒ Дрожжи.) Позднее для получения сока стали применять пресс;

4) виноградный сок пили свежим [евр. тирош], черпая его из точила. Его в качестве начатков приносили в святилище (Числа 18:12; Неемия 10:38). Перебродив, сок превращался в вино [евр. яйин] – алкогольный напиток, вызывающий опьянение (Бытие 9:21). «Плод виноградный» (От Матфея 26:29; От Марка 14:25) – издревле принятое у иудеев выражение, обознач. вино, которое употребляли во время богослужебных празднеств, напр. при пасхальной трапезе и по случаю начала субботы. В Библии нередко говорится о вине, приправл. специями (Псалтирь 74:9; Песни Песней 8:2), или о смешанном вине (Притчи 23:30; Песни Песней 7:3; Исаия 65:11), но о каких именно специях и о каком смешении идет речь, точных данных нет. В то же время различаются вино и «крепкий напиток», который делали из других фруктов (напр., фиников), меда или зерна (Исаия 28:7; Исаия 29:9; ⇒ Питье). Названия сортов В. обычно связывали с наименованием местностей, где они произрастали (Иезекииль 27:18; Осия 14:8). О наличии в Палестине винных погребов нельзя говорить однозначно, исходя лишь из текста Библии. Запасы вина, о которых говорится в 1-я Паралипоменон 27:27, могут свидетельствать о существовании такого погреба. В Песни Песней 2:4 говорится «о доме пира», т.е. о помещении, где хранилось вино. Неясно, однако, был ли это погреб. Винные погреба были обнаружены при раскопках в Гаваоне. Они представляли собой похожие на водосборники ямы, в которых были сложены винные кувшины; сверху эти ямы были закрыты каменными плитами;

5) хлеб, вино и оливковое масло (елей) в библ. времена были основными продуктами питания (2-я Паралипоменон 2:9; Псалтирь 103:14; Плач Иеремии 2:12); вино восхваляется как дар Божий (Бытие 27:28; Второзаконие 8:7-10; Псалтирь 103:15; Екклесиаст 9:7; ср. От Иоанна 2:1-11), оно, как жертва возлияния, входит в состав всякой жертвы всесожжения (Исход 29:38-41) и должно сопутствовать радости совместной трапезы перед Господом (Второзаконие 14:26). Вино употреблялось и как целебное средство (От Луки 10:34; 1-е Тимофею 5:23; ср. Притчи 31:6). Но нередко во время пиров при цар. дворе и в домах богатых людей мера в употреблении вина превышалась (Исаия 28:7; Амос 6:6); от подобного злоупотребления Библия настоят. предостерегает (Притчи 20:1; Притчи 23:29-35; К Ефесянам 5:18). Священникам при исполнении служения запрещалось употреблять вино и крепкие напитки (Левит 10:8-11), ⇒ назореям было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде (Числа 6:3; Книга Судей 13:4), ⇒ рехавиты также не пили никакого вина (Иеремия 35).

III. В метафорич. значении вино нередко символизирует духовные силы и дарования (Притчи 9:2; Исаия 55:1), но вместе с тем и ослепление или смятение, вызываемые Богом (Иеремия 25:15). Господь сравнивает Свой народ с виноградной лозой (Псалтирь 79:9-16; Осия 10:1), а землю израильтян – с виноградником (Иеремия 12:10; ср. От Марка 12:1-9). Притчу о виноградной лозе, ветвях и виноградаре Иисус использует в Своих прощальных речах, чтобы пояснить Своим ученикам их взаимоотношения с Ним и с Отцом (От Иоанна 15:1).