Видеть, зреть Библейская Энциклопедия Брокгауза

Видеть, зреть

I. Слова «видеть» и «зреть» («глядеть») обозначают, в собственном смысле, восприятие окружающего мира телесными глазами (От Марка 8:24), а кроме того, духовное познание (Псалтирь 33:9). Самарянка видит, что Иисус – это Пророк (От Иоанна 4:19), в то время как другие смотрят на Него и этого не видят (От Марка 4:12; ср. 2-е Коринфянам 4:4). Можно увидеть или не увидеть конкретное событие, как пережитое, так и известное из чужого опыта: смерть (Псалтирь 88:49; От Иоанна 8:51), тление (Деяния 13:36), голод и меч (Иеремия 5:12), Царство Божие и жизнь (От Иоанна 3:3:36). Бог тоже видит, поскольку «образовавший глаз не увидит ли?» (Псалтирь 93:9). Но в то время как человек видит только то, что воспринимается глазом, Бог прозревает сердца (1-я Царств 16:7) и видит тайное (От Матфея 6:4). Иисус также видит сердечные помышления (От Матфея 9:4; От Луки 9:47). Но самые глубокие тайны любви Божьей не видел ни один глаз (1-е Коринфянам 2:9).

II. Слова «видеть» и «зреть» употребляются также в значении пророческого ⇒ видения (Числа 24:17; 3-я Царств 22:19; Исаия 6:1; Откровение 21:1); пророк именуется прозорливцем или провидцем (1-я Царств 9:9; Исаия 30:10).

III. «Видеть свет» означает жить на земле (Иов 3:16; Псалтирь 48:20; От Иоанна 11:9); но это словосочетание может употребляться и в значении: «получать помощь от Бога» (Иов 33:28; ср. Псалтирь 35:10).

IV: 1) узреть Бога (От Матфея 5:8) – стремление и надежда всех верующих (Иов 19:26; Псалтирь 10:7; Псалтирь 16:15). Но то, что дано ангелам (От Матфея 18:10), остается недоступным для человека в этой жизни: никто не может узреть Бога, никто, кроме Его Сына, никогда не видел Его (От Иоанна 1:18; От Иоанна 5:37; От Иоанна 6:46; 1-е Тимофею 6:16; 1-е Иоанна 4:12), – но видевший Иисуса, видел Отца (От Иоанна 12:45; От Иоанна 14:9). Созерцание Бога превышает силы смертного человека, поэтому увидевший Бога должен умереть (Исход 19:21; Исход 33:20; Книга Судей 13:22); в ВЗ это правило частично распространяется и на внутреннее помещение Святилища (Святое Святых), в котором обитает Бог и на которое без покрова могут смотреть только священники, а также на ковчег завета (Числа 4:19:20; 1-я Царств 6:19). «Мы ходим верою, а не видением» (2-е Коринфянам 5:7), мы должны любить Бога, Которого не видим (1-е Иоанна 4:20), и полностью доверять Ему, как если бы мы Его видели (К Евреям 11:27). Только рабы Божьи «узрят лице Его» (Откровение 22:4); чистые сердцем увидят Его (От Матфея 5:8), как Он есть (1-е Иоанна 3:2), «лицем к лицу» (1-е Коринфянам 13:12); а без святости никто не увидит Господа (К Евреям 12:14);

2) но если Бог и обитает в неприступном свете (1-е Тимофею 6:16), то все же время от времени Он одаряет отдельных людей Своими явлениями. Тогда люди говорят, что они видели Бога. Моисей, Аарон и старейшины Израилевы видели Бога на горе Синай (Исход 24:10), а Моисей, о котором сказано, что он видел образ Господа (Числа 12:8; ср. Числа 14:14), получил позволение, по крайней мере, посмотреть вслед Ему, когда попросил, чтобы Бог показал Ему Свою славу (Исход 33:18-23). Во сне Иаков увидел Господа (Бытие 28:12-15), а после своей ночной схватки с Ним он свидетельствовал: «я видел Бога лицем к лицу» (Бытие 32:30). Это, скорее, следует понимать как ощущение помощи Божьей, чем реальное зрительное восприятие (ср. Иов 42:5). Вопрос в Псалтирь 41:3: «Когда прийду и явлюсь пред лице Божие?» – выражает жажду псалмопевца узреть святилище Господне, принять участие в богослужении (ср. Псалтирь 41:5; Псалтирь 42:3; а также Иов 33:26). Исаия в своем видении созерцал Господа с Его ангельским воинством в храме (Исаия 6), а Иезекииль зрел славу Господню (Иезекииль 1Иезекииль 3:1; Иезекииль 8Иезекииль 11:1; Иезекииль 43:1). Подобное видение было и у Иоанна на о. Патмос (Откровение 4). Однако все пророки созерцали не сущность невидимого Бога (1-е Тимофею 6:16), а то, что названо «видением подобия славы Господней» (Иезекииль 2:1).