Видение Библейская Энциклопедия Брокгауза

Видение

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) посредством В. Бог открывает Своим слугам (Бытие 15:1; Бытие 46:2) – пророкам (Иезекииль 1:1; Амос 7:1) и другим людям (Даниил 4:2; Иоиль 2:28) – Свою волю и Свои тайны (ср. Амос 7:1). В. следует отличать от ⇒ сновидений, ⇒ явлений, ⇒ исступлений; существуют разные формы В. (ср. Даниил 4:6; Даниил 7:1; Деяния 10:10:17; Деяния 22:17). (⇒ Пророчество.) В. может быть чисто словесным откровением, при котором зрит. образ отсутствует (Бытие 15:1; 1-я Царств 3:15; ср. ⇒ Видеть);

2) в тексте оригинала Библии встречаются два евр. глагола: раа и хазах («видеть», «смотреть»), а также производные от них слова. Оба евр. глагола могут означать как видение реального предмета, так и внутр. восприятие образа. След., библ. В. нужно рассматривать как явленную Богом объективную реальность, а не как болезненные фантазии или галлюцинации. Источником В. книги ВЗ называют Бога («И я видел видения Божии»; Иезекииль 1 и др.). Библия различает внутр. и внешнее В. Вопрос об объективности и истинности В. разрешается в сфере духовного восприятия. Исполнение сообщенного в В. пророчества зависит от его подлинности, а также от авторитета пророка (см. Иеремия 23:17; Иезекииль 13:3);

3) за немногими исключениями (см., напр., Числа 24:4), пророки, имевшие подлинные В., были Божьими слугами, посвятившими свою жизнь служению Господу. Они воспринимали В. как Божьи послания или поручения (Исаия 6:1-13; Иеремия 1:11; Иезекииль 8:1; Иезекииль 37:1-14; Даниил 7), причем эти В. были непосредств. связаны с окружающим пророков миром. В образах кипящего котла (Иеремия 1:13) и корзины со спелыми плодами (Амос 8:1) пророкам был явлен грядущий суд над Иудейским и Израильским царствами. Ап. Петр увидел в небе «большое полотно» с находившимися в нем нечистыми животными и получил повеление: «Встань ... и ешь!» (Деяния 10:10). В ветхозаветных В. зрит. образы (Исаия 6:1; Иеремия 1:11; Амос 7:1) иногда сопровождаются звуковыми явлениями (Исаия 6:3:9; Исаия 40:3; Иеремия 1:5:7 и др.), вкусовыми ощущениями (Иезекииль 3:3) и осязанием ч.-л. (Исаия 6:6; Иеремия 1:9). Провидцам являются в В. неодушевленные предметы, животные (Даниил 7:2), ангелы (Откровение 15 и др.), а иногда даже и Сам Бог (Исаия 6:1; Иезекииль 1:22; Иезекииль 10 и др.).

В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В книгах НЗ рассказывается о том, как Господь через В. [греч. горама] отвечает на молитву (Деяния 10:3), дает поручения апостолам (Деяния 10:11-16; Деяния 16:9; Деяния 22:17), укрепляет дух Своих учеников для миссионерского служения (Деяния 18:9), являет Иоанну в Откровении картины событий конца мира. В. Стефана (Деяния 7:55) подтверждает ветхозаветные повествования (ср. Бытие 48; Второзаконие 33) и духовный опыт христианской Церкви, свидетельствующий о том, что умирающие могут обладать особым провидческим даром. ⇒ Лицо.