Вефиль Библейская Энциклопедия Брокгауза

Вефиль («дом Божий»):

1) место, где Иаков увидел во сне лестницу, по которой восходили и нисходили ангелы Божьи, после чего он установил там памятный камень и назвал это место В. (Бытие 28:11-19). Позже Иаков, по велению Господа, устроил в В. жертвенник за помощь, явленную ему Богом (Бытие 35:1). Прежнее название города было Луз, а В. сначала именовалось близлежащее святилище. В наст. время город называется Бейтин, а святилище вост. него – Бурдж-Бейтин. Поэтому во время установления границ Луз и В. представлялись разными городами (Иисус Навин 16:2). Еще во времена Авраама В. являлся свящ. местом, где Авраам установил жертвенник Господу (Бытие 12:8; Бытие 13:3). Согл. 1-я Царств 7:16, во времена пророка и судьи Самуила В. также был важным религ. центром, а позже в нем находилась большая школа пророков (4-я Царств 2:3). Иеровоам превратил В. в центр поклонения золотым статуям быков, которые Библия пренебрежит. называет тельцами (3-я Царств 12:28), причем город стал «святыней царя и домом царским» (Амос 7:13). Видимо, золотые быки мыслились не как божества, а как престолы незримо восседавшего на них Яхве. Поскольку в В. совершалось идолослужение, город называли также ⇒ Беф-Авен. Вефильское святилище было разрушено Иосией в ходе проводившихся им реформ (4-я Царств 23:15-18). В. стоял на горе Ефремовой (Книга Судей 4:5), на границе удела колена Ефрема (Иисус Навин 18:13), юго-зап. Силома, на дороге, ведущей в Сихем (Книга Судей 21:19), зап. Гая (Иисус Навин 7:2) и сев.-вост. Рамы (Книга Судей 4:5). Столь точное описание местоположения города позволяет идентифицировать его с совр. Телль-Бейтином (в араб. яз. конечное «л» часто переходит в «н»), располож. в 19 км сев. Иерусалима. Раскопки в В. сделали возможной подробную реконструкцию строений среднего периода бронзового века;

2) ⇒ Бефуил.