Верблюд Библейская Энциклопедия Брокгауза

Верблюд 1) евр. слово гамал означает одногорбого верблюда, или дромедара (дромадера) (Camelus dromedarius). Его родина – Аравия, но уже ок. 3000 г. до Р.Х. В. встречался в Египте и, как свидетельствуют археол. находки, в относительно ранний период был известен в Палестине и на юге Арама (Сирии). Упоминания о В. в Библии связаны с Египтом (Бытие 12:16; Исход 9:3), Арамом (Бытие 30:43), но гл. образом с арабскими племенами (Бытие 37:25; Книга Судей 7:12; 1-я Царств 15:3; 1-я Царств 30:17; 1-я Паралипоменон 5:21); в 1Пар. 27говорится, что во времена Давида за цар. табунами В. присматривал араб. В битве при Каркаре (853 г. до Р.Х.) на стороне противников Салманасара III участвовала тысяча всадников на верблюдах.

Различают вьючных В. (3-я Царств 10:2) и В. для верховой езды (Исаия 66:20). Последние стройны и быстроходны – могут передвигаться со скоростью до 12–15 км в час, проходя в день до 200 км. Вьючные дромедары (3-я Царств 10:2) в среднем преодолевают 4,8 км в час, но могут двигаться без остановки в течение 12 часов. Быстроходность, выносливость и неприхотливость в пище (В. едят самые грубые корма – колючий кустарник, репейник, корни растений), а главное – способность длит. время (до двух недель) обходиться без воды, делают этих животных незаменимыми в условиях пустыни. В. обладают своенравным характером, который особенно проявляется в период спаривания (Иеремия 2:23). Верблюжья шерсть шла на изготовление грубой одежды (см. От Матфея 3:4), из верблюжьего молока получали масло и сыр (см. Бытие 32:15), а мясо употребляли в пищу, есть которую израильтянам, правда, было запрещено (Левит 11:4); верблюжий навоз использовали в качестве топлива. Для верховой езды В. седлали (Бытие 31:34), а сбрую нередко богато украшали (Книга Судей 8:21:26);

2) двугорбые В. (Camelus bactrianus), родиной которых была Центральная Азия, в Библии не упоминаются, но во времена израил. царей они, вероятно, уже были известны. Изображение двугорбого В. было обнаружено на обелиске, воздвигнутом Салманасаром III;

3) по поводу текста От Матфея 19:24 ⇒ Игольные уши; метафорич. образ в От Матфея 23 понятен без пояснений.