Венец, диадема Библейская Энциклопедия Брокгауза

Венец, диадема

I. 1) В. (2-я Царств 1:10; 4-я Царств 11:12) – знак цар. власти и величия (Псалтирь 20:4; Псалтирь 88:40; Псалтирь 131:18; Иеремия 13:18; Иезекииль 21:26). В Палестине это был, как правило, надеваемый на лоб ⇒ царя полукруглый обруч, часто украш. узором, а иногда и драг. камнями (2-я Царств 12:30; Захария 9:16). (Егип. царский В.; ассир. цар. В.) В. перс. ⇒ царицы упомянут в Есфирь 1:11; Есфирь 2:17. В. украшали также головы истуканов (2-я Царств 12:30; 1-я Паралипоменон 20:2). ⇒ Украшение (II,9);

2) в метафорич. значении В. – это то, что украшает и придает достоинство: слава (Иов 19:9), мудрость (Притчи 4:9), добродет. жена (Притчи 12:4), седина (Притчи 16:31). Бог венчает благочестивого человека милостью и щедростью (Псалтирь 102:4);

3) «диадема святыни» (Исход 29:6; Исход 39:30) – это золотой полуобруч, который носит на голове первосвященник;

4) под «диадемами» в Откровение 12:3; Откровение 13:1; Откр. 19подразумеваются цар. короны;

5) греч. слово стефанос (в Синод. пер. – «венец») означает венок из листьев – натур. или металлич. (Откровение 4:4; Откровение 14:14), который вручался победителю в состязаниях (1-е Коринфянам 9:25), а также венчал головы победоносных полководцев. Таким В. победителя, как почетным знаком, Господь отметит в день Своего Второго пришествия тех, кто достойно прошел свой земной путь (1-е Коринфянам 9:25; 2-е Тимофею 4:8; 1-е Петра 5:4; Иакова 1:12; Откровение 2:10; Откровение 3:11);

6) терновый венец ⇒ Терние.

II. При изготовлении ковчега завета было предписано сделать наверху вокруг него золотой венец (Исход 25:11). Такие же венцы были предусмотрены как обрамление стола для хлебов приношения и жертвенника для приношения курений (Исход 30:3). Это обрамление, служа украшением, имело и практическое назначение. У ковчега завета венец препятствовал соскальзыванию на сторону крышки, покоившейся на четырёх боковых стенках.