Вдова Библейская Энциклопедия Брокгауза

Вдова

I. В. и ⇒ сироты принадлежали у израильтян к группе людей, нуждающихся в защите и в этой связи особо упоминаемых в Законе. Господь запрещает притеснять их (Исход 22:21; Второзаконие 24:17; Второзаконие 27:19), гарантирует им участие в больших праздниках (Второзаконие 16:11:14), их долю в десятине каждого третьего года (Второзаконие 14:29; Второзаконие 26:12), отдает им несобр. остатки урожая (Второзаконие 24:19-21). Бог защищает В. и наказывает за причиняемую им несправедливость (Исход 22:22; Второзаконие 10:18). Господь – Отец сирот и судья В. (Псалтирь 67:6; Псалтирь 145:9; Притчи 15:25). Там, где пророки призывают народ обратиться к Богу, они напоминают и о защите В. (Исаия 1:17; Иеремия 7:6; Иеремия 22:3; Захария 7:10; ср. Иезекииль 22:7; Малахия 3:5). В. носили особую одежду (Бытие 38:14:19). Если В. была бездетна и не могла вступить в брак с деверем (⇒ Брак, III,3), она возвращалась в дом своего отца (Левит 22:13). Ограничения относительно повторного брака существовали только для священнослужителей: первосвященник не мог жениться вторично, а священник мог жениться только на В. священника (Левит 21:14; Иезекииль 44:22). Последовав за Ноеминью на ее родину (Руфь 1:16), Pуфь поставила себя в положение беззащитной бездетной В. Во времена Иисуса В. Анна день и ночь находилась при храме, служа Богу молитвой и постом (От Луки 2:36). Обет В., независимо от того, какой зарок она возложила на свою душу, должен был состояться (Числа 30:10). При первом упоминании Иеровоама, сына Наватова, названа и его мать Церуа, которая, вероятно, рано овдовела (3-я Царств 11:26). То же, видимо, относится и к сводной сестре Давида, Саруе; Иоав, Авесса и Асаил постоянно упоминаются как сыновья Саруи, имя же их отца в Библии не названо (2-я Царств 2:18:32). Хирам был сыном некоей израил. В., которая вышла замуж за тирянина (3-я Царств 7:13). Финикийская В. из Сарепты дала пристанище Илии (3-я Царств 17:8; От Луки 4:25).

II. В. является действующим лицом притчи Иисуса о неправедном судье (От Луки 18:1-8). Иисус обратил внимание учеников на пожертвование, сдел. В. (От Марка 12:41-44), и порицал несправедливости, причиняемые В. фарисеями (От Марка 12:40). В Наине Он возвратил сына В. к жизни (От Луки 7:11-17). В древней Церкви В. оказались особой группой (Деяния 9:39:41), получавшей ежедневное вспоможение, что привело к учреждению должности попечителей, или ⇒ служителей (IV) (Деяния 6:1). Забота о В. и сиротах – это «чистое и непорочное благочестие пред Богом» (Иакова 1:27). Павел предоставляет В. свободу повторно выйти замуж за члена церкви, но благосклонно относится к ее решению оставаться В. (1-е Коринфянам 7:39). Повидимому, это его пожелание превратили в догму (1-е Тимофею 5:11-13), поэтому апостол предупреждает о тех опасностях, которые возникли из-за этого непонимания. Он хочет, чтобы молодые В. исполняли свой долг жены во втором браке. В., у которых есть родственники, также должны найти свое место в семье (1-е Тимофею 5:4:8:16). Только истинные В., одинокие и по-настоящему служащие Господу, а не ищущие благ для себя, должны находиться на довольствии церкви. Для таких В. Павел ставит следующие условия: женщина, овдовевшая после единств. брака, в котором она исполняла все обязанности в семье, должна быть не моложе 60 лет. О деятельности В. в церкви из послания ничего неизвестно, но она вряд ли сильно отличалась от той, какую Павел предписывает пожилым женщинам вообще (К Титу 2:3-5).