Учитель Библейская Энциклопедия Брокгауза

Учитель

I. Каждый, кто передает к.-л. знания, является У. (ср. 1-я Паралипоменон 25:8; Притчи 5:13). В Библии У. названы в первую очередь люди, призванные открыть людям Божью волю и привести их к познанию истины (Моисей: Исход 24:12; Захария: 2-я Паралипоменон 26 и др.). В Даниил 12:3 восхваляются праведные У. (в Синод. пер. – «разумные»). У. же, которые уводят людей от Бога (Иеремия 8:9), будут осуждены.

II. Книжники (­У. Писания) как особая социальная прослойка появились среди евреев лишь после вавил. плена. Одним из первых книжников был Ездра (1Езд. 7:11). Их основной задачей было толкование ВЗ и они препятствовали проникновению в мировоззрение и жизненный уклад евреев эллинистич. язычества. Книжники считали своей обязанностью предписывать евреям, как им следует поступать в каждом конкретном жизненном случае, чтобы не нарушить Писание. Тем самым они разработали свод казуистич. правил, ставший для народа тяжелейшим бременем. Именно это в первую очередь послужило причиной разногласий Иисуса с книжниками (От Матфея 7:1; От Матфея 23:23; От Марка 2От Марка 3 и пар.).

III. В НЗ упоминаются разные У.:

1) еврейские У. (От Луки 2:46; От Иоанна 3:10);

2) Иоанн Креститель (От Луки 3:12);

3) все евреи (К Римлянам 2:20);

4) все христиане (К Евреям 5:12);

5) Павел как У. язычников (1-е Тимофею 2:7; 2-е Тимофею 1:11);

6) христиане, занимающиеся учительством как особым церк. служением ( Должность; Деяния 13:1; 1-е Коринфянам 12:28; К Ефесянам 4:11);

7) но в первую очередь У. назван Иисус Христос.

IV. Иисус-Учитель:

1) Иисус не только проповедовал Благую Весть о Царстве Божьем и исцелял немощных; Он, подобно книжникам, учил в синагогах (От Матфея 4:23; От Матфея 9:35) и в храме (От Матфея 26:55; От Марка 12:35). Он учил народ и Своих учеников (От Матфея 5:1:2), как это делали и книжники (От Марка 2:18). Как и они, Он черпал материал для Своего учения в ВЗ (От Матфея 5:21; От Матфея 15:3; От Матфея 22:37); подобно им, Он зачитывал отрывок из Свящ. Писания стоя, а излагал его сидя (От Луки 4:16; ср. также От Матфея 5 о начале ⇒ Нагорной проповеди). Наиб. часто встречаются такие формы обращения к Иисусу, как «Господь» и «Учитель» [греч. дидаскале, От Матфея 8:19; От Матфея 19 и др.] или «Равви», «Раввуни» (От Марка 10– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; От Иоанна 20:16). Никодим называет Его «Учителем, пришедшим от Бога» (От Иоанна 3:2). У. Иисус признавался и в народе, и отчасти среди книжников (От Матфея 22:16; От Марка 12:32). Евангелия свидетельствуют о том, что окружавшие оказывали Ему такое же почтение, как и книжникам. В первую очередь это относится к Его ученикам (От Матфея 26:17; От Марка 4:35:36; От Марка 6:37; От Марка 11:1; От Иоанна 4:8);

2) и все же деяния и учение Иисуса столь резко отличались от того, что делали и чему учили книжники, что у последних это вызывало сильное недовольство, переросшее со временем в непримиримую ненависть. Иисус не только не получил необходимого У. образования, но и учил народ, не будучи уполномочен на это к.-л. религ. инстанцией (От Матфея 13:54; От Иоанна 7:15 и др.). Он был последовательным противником всякой казуистики, сковывавшей человека цепями внешней законности. Иисус требовал от человека любить Бога и ближнего (От Матфея 22:37:39), призывал повиноваться Божьей воле. Он прежде всего не поучал, а выступал провозвестником Царства Божиего, потому что уже «исполнилось время» (От Марка 1:15). Он учил с властью Св. Духа (От Марка 1:22; От Матфея 7:29) и противопоставлял прежним толкованиям Свящ. Писания Свое собств.: «А Я говорю вам» (От Матфея 5:21). Исключительность Его деяний и учения была обусловлена Его личностью – Он есть «путь и истина и жизнь» (От Иоанна 14:6). Как Сын Божий и воплощ. Слово Божье, Иисус требовал от Своих учеников самоотречения, совершенного послушания (От Матфея 16:24:25) и безусловного следования за Собой (От Матфея 19:21). Его речи повергали слушателей в крайнее удивление и изумление (От Матфея 7:28; От Марка 6:2; От Иоанна 7:15). Учение Иисуса равнозначно Откровению. Он наделен исключит. авторитетом: «Один у вас Учитель – Христос» (От Матфея 23:8). Ответом же книжников было: «Он богохульствует. Он повинен смерти!» (От Марка 14:64).

V. Учителя в раннехрист. Церкви:

1) по воле Иисуса Его ученики тоже учили народ еще при Его жизни (От Марка 6:30), а после Своего воскресения из мертвых Он заповедал им продолжать учительство (От Матфея 28:20). Первоочередной задачей учеников Иисуса была проповедь спасения во Иисусе Христе. Апостолы проповедовали и учили о «покаянии перед Богом и о вере в Господа нашего Иисуса Христа» (Деяния 20:20:21). кроме того, благовествуя народу Израиля (Деяния 9:20-22), они постоянно доказывали на основании Свящ. Писания, что Иисус – это обетов. Мессия (см. Ев. от Матфея). Их учение заключалось не столько в изложении фактов, относящихся к спасению, сколько в призыве принять Христа и примириться с Богом;

2) на У., наряду с апостолами, пророками и евангелистами, была возложена в Церкви особая миссия ( Должность) (Деяния 13:1): они должны были не только возвещать Благую Весть, но и разъяснять суть проповеди Христа, Его искупит. смерти и воскресения, так чтобы учение Христа проявлялось в жизни верующих. Обязанности У. тесно переплетаются с обязанностями пастыря (К Ефесянам 4:11), возвещаемое им учение основано на особом даре Св. Духа (1-е Коринфянам 12:28). У. должен постоянно пребывать в «учении» (К Римлянам 12:7; 2-е Тимофею 4:2) и преподавать слово истины, «вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых» (1-е Фессалоникийцам 5:14; 2-е Тимофею 2:15). Иаков, указывая на огромную ответственность, ложащуюся на плечи У., предостерегает от чрезмерного стремления к учительству (Иакова 3:1); в Евр. 13звучит призыв к повиновению У., которым однажды придется дать отчет Богу о вверенных им членах Церкви. Христиане должны помнить их слова и подражать их вере (К Евреям 13:7). Ср. Увещание;

3) в Тит. 2говорится о том, что умудренные жизнью женщины должны советом, делом и собств. примером «учить добру» своих детей, внуков и других членов семьи. Но подобное учительство не имеет ничего общего с публичными выступлениями в Церкви, запрещ. им ап. Павлом (1-е Коринфянам 14:34; 1-е Тимофею 2:12). Ср. Богослужение (V,3);

4) в Библии звучит настойчивое предостережение от влияния лжеучителей (2-е Тимофею 4:3; 2-е Петра 2:1), говорящих лишь то, что угодно их слушателям, и ставших ради «мзды неправедной» наследниками Валаама (2-е Петра 2:15). Ср. Проповедь, проповедовать, проповедник.