Ученик Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ученик

I 1) в ВЗ (Исаия 8:16; Исаия 50:4) У. названы люди, которые во время всеобщего отпадения от Бога следовали Его свидетельству и Закону и смиренно внимали слову Господа;

2) в НЗ наряду с У. Иисуса упоминаются У. Иоанна Крестителя, а также У. фарисеев. У. Иоанна принято считать тех, кого он крестил; тех, кто оставался с ним (От Матфея 9:14; От Марка 2:18; От Иоанна 1:35:37; От Иоанна 3:25); тех, кто поддерживал с ним связь, когда он оказался в темнице (От Матфея 11:2; От Луки 7:18), а также тех, кто похоронил его (От Матфея 14:12; От Марка 6:29). Иоанн научил своих У. молиться (От Луки 11:1), и они, следуя наставлениям своего учителя, много постились и молились (От Луки 5:33). То же самое относилось и к У. фарисеев (От Марка 2:18). Сами же фарисеи гордились тем, что они были последователями и У. Моисея (От Иоанна 9:28); это давало им уверенность в том, что их духовная позиция истинна.

II 1) У. Иисуса – это Его приверженцы в самом широком смысле слова, люди, признававшие Его Учителем, внимавшие Его учению и повсюду сопровождавшие Его (От Луки 19:37; От Иоанна 4:1; От Иоанна 9:27:28). Ученичество могло быть и тайным (От Матфея 27:57; От Иоанна 19:38); многие из У. позднее покинули Иисуса (От Иоанна 6:60:66);

2) 12 У. Иисуса составляли особую группу. Они постоянно были с Ним (От Марка 11:11), и Он доверял им духовные тайны (От Марка 4:34; От Матфея 16:15-21). Когда речь идет об У. Иисуса вообще, то часто имеются в виду именно эти двенадцать (От Матфея 8:23:25; От Матфея 26:18; От Марка 6:45; От Иоанна 2:2:17). Все они, включая предателя Иуду Искариота, пребывали с Ним даже в Его страданиях (От Луки 22:28), и затем (несмотря на их бегство и отречение от Него после Его ареста) как избранные Богом свидетели, ели и пили вместе с Воскресшим (Деяния 10:41). В От Марка 6:30 и в книге Деяния они названы апостолами;

3) в Деяниях апостолов У. названы все уверовавшие и члены церкви (Деяния 6:1; Деяния 9:1:10:19:26:36:38); название «христиане» впервые появилось в Антиохии (Деяния 11:26).

III. Необходимым условием ученичества является безусловная и безграничная преданность Господу. У. Иисуса может быть лишь тот, кто любит Его «более, нежели отца или мать», кто жертвует всем, что имеет (От Матфея 10:37; От Луки 14:26:27:33). У. Иисуса должен отречься от самого себя, взять на себя крест (От Матфея 16:24) и потерять ради Него свою душу (т.е. жизнь) для того, чтобы обрести жизнь истинную и вечную (От Матфея 16:25). У. – не тот, кто повторяет «Господи, Господи», а тот, кто смиренно исполняет Божью волю (От Матфея 7:21; От Луки 6:46). При этом У. никогда не превзойдет Учителя (От Матфея 10:25), в лучшем случае он станет таким, как его Учитель (От Луки 6:40). Поэтому У. часто становится объектом ненависти и преследований, подобных тем, которые пришлось испытать Иисусу (От Матфея 10:17:18:22:23). Но страждущие У. блаженны, они возрадуются и обретут утешение (От Матфея 5:11:12; От Луки 6:22:23), и Сам Св. Дух руковидит ими (От Матфея 10:19:20). Господь сказал Своим У., что они должны быть мудры, как змеи, и просты, как голуби (От Матфея 10:16), и, как истинные У., пребывать в слове Его (От Иоанна 8:31). Им не надо заботиться о хлебе насущном – Бог снабдит их всем необходимым (От Матфея 6:25-34; От Матфея 10:9-11). В молитве они будут сильны и искренни, в ней они обретут Дух истины (От Иоанна 14:12-14:16:17). Посылая Своих У. на служение, Господь наделил их властью исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых и изгонять нечистых духов (От Матфея 10:1:8). У. – это «соль земли» и «свет мира» (От Матфея 5:13-16); их отличает любовь к ближнему и к своим врагам (От Иоанна 13:15; От Иоанна 15:12; От Матфея 5:43-45). Своими добрыми делами, всей своей жизнью они прославляют Бога (От Матфея 5:16; От Иоанна 15:8). За то, что они исповедуют Его перед людьми, Христос исповедует их перед Отцом Небесным (От Матфея 10:32). Они могут радоваться тому, что их имена написаны на небесах (От Луки 10:20) и что там их ожидает великая награда (От Луки 6:23). Все, чем они пожертвовали, последовав за Иисусом, будет возвращено им, а в «веке грядущем» они обретут вечную жизнь (От Марка 10:28-30). Наследование.