Утешение, утешать Библейская Энциклопедия Брокгауза

Утешение, утешать Настоящее У. – не просто успокоение, а истинная помощь – исходит только от Бога (Исаия 57:18); Он есть «Бог всякого утешения» (2-е Коринфянам 1:3; ср. К Римлянам 15:5). Божье У., образно сравниваемое с тем У., которое дает мать, может дать только Бог (Исаия 66:13). Утешит. Божью помощь можно получить через слово Божье (Псалтирь 118:50; К Римлянам 15:4). Носителями У. Божьего в ВЗ выступают призв. Богом пророки; они говорят от имени Бога, одноврем. как судьи, и как утешители (Иезекииль 14:21-23). Главным Утешителем является Христос, Который пришел, чтобы благовествовать нищим (От Луки 4:18) и «утешить всех сетующих» (Исаия 61:2). Под «утешением Израилевым» (От Луки 2:25; ср. Иеремия 14:8) подразумевается исполнение ожиданий, связ. с приходом Мессии, а вместе с тем и искупление во всех его утешит. аспектах. Ап. Павел говорит об утешит. помощи, которую Христос оказывает в скорби (2-е Коринфянам 1:4). Любовь Божья дает нам вечное У., т.к. она обещает нам не бренные блага, а вечную жизнь с Богом и благодать (2-е Фессалоникийцам 2:16). Потребность в У. вызвана тяжелым притеснением в мире. Павел на себе испытывает полноту страдания, но вновь и вновь познает ободряющее Божье У. (2-е Коринфянам 7:4:13). Окончат. У. в спасении состоит в том, что Бог присутствием Своей славы устранит все страдания (Откровение 21:3-5); вблизи Бога исчезнут человеч. слезы и боль; живущая пред Богом Церковь освободится тогда от всякого бремени. Таково утешит. откровение последней библ. книги, утешит. книги христианства. В греч. яз. слово, которым передается понятие «утешать», означает также и увещевание.