Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Устав (устройство, установление, порядок), устраивать, устроенный

I. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1-е Коринфянам 14:33). Это высказывание ап. Павла наиболее точно отражает сущность библ. понятия, которое в Синод. пер. чаще всего передается словом «устав». У. и мир связаны друг с другом так же, как беспорядок связан с отсутствием мира. У. – это установление, создающее мир и способствующее его поддержанию. Там, где руководствуются У., всё приходит в установленный порядок. Т.о., соблюдение У. является своего рода залогом искупления (спасения).

II 1) из начальной «безвидности и пустоты» (Бытие 1:2) был устроен упорядоченный мир, который оказался «хорош весьма» (Бытие 1:31). В этом мире Бог установил порядок: дал У. времени, водам, светилам, живым существам (Иеремия 31:35). Эти У. (ср. Бытие 8:22) способствуют сохранению сотвор. мира, они – стены, хранящие мир от губит. неустройства;

2) спасит. воля Божья стоит и за всеми установлениями, которые Он определил падшему человечеству. Чтобы устранить беспорядок, войны, убийства и разбой, Бог установил высшие власти (К Римлянам 13:1), задача которых – сохранять мир и порядок; начальник – это «Божий слуга» и «отмститель в наказание делающему злое» (К Римлянам 13:4);

3) в Божьих установлениях нуждается не только падший мир, но и Христова Церковь, поскольку она подвергается атакам сил зла. Поэтому установления, обеспечивающие мир и порядок в жизни Церкви, проходят через всю Библию. Наряду с общими увещеваниями о том, что «все должно быть благопристойно и чинно» (1-е Коринфянам 14:40), встречаются указания, которые касаются практической церк. жизни: при преломлении хлеба надо следовать определ. порядку и не нарушать трапезу своей недисциплинированностью (1-е Коринфянам 10); при проведении богослужений следует руководствоваться нравств. установлениями (1-е Коринфянам 11), чтобы не дать места проискам дьявола; духовными дарами следует распоряжаться по установ. Богом порядку (1-е Коринфянам 12); нельзя нарушать порядок богослужения (церковного собрания) и давать неверующим повод для нападок (1-е Коринфянам 14). НЗ призывает руководителей общин к особо добропорядочному образу жизни и служению (1-е Тимофею 3:1; 2-е Тимофею 2:1), а в ВЗ жизнь и служение священников подробно регламентируются специальными установлениями (Левит 1:1). Служение (II,А) Деяния Апостолов (III) Мир;

4) в ВЗ примирение человека с Богом связано с послушанием в вере, с данными Богом У., с жертвоприношениями и изъявлением Божьей воли; в НЗ путь к миру с Богом – это исключит. Иисус Христос и искупит. сила Его смерти. Конечно, благопристойное поведение, т.е. поведение, не противоречащее Божьей воле, сохраняет мир с Богом, но получить этот мир можно только через веру в искупит. смерть Иисуса. «Ибо Он есть мир наш» (К Ефесянам 2:14). Своей смертью Иисус нанес поражение аду и дьяволу (1-е Коринфянам 15:55), поэтому всем, кто во Христе, дарован мир с Богом (К Римлянам 5:1) и дана власть «ходить в обновленной жизни» (К Римлянам 6:4), т.е. жизни, соотв. воле и установлениям Бога. След., для того чтобы вести подлинно добропорядочную жизнь, необходимо сначала постичь верой новые спасит. установления, которые Иисус даровал нам Своей смертью и Своим воскресением. Превращение в нового человека происходит в нас по мере того, как Иисус все более завладевает нашей личностью (см. К Римлянам 6:16). Порядок спасения формулируется так: сначала вера в спасение во Христе, а затем обретение мира Божьего, который упорядочивает жизнь (К Колоссянам 3:15) и «соблюдает сердца ... и помышления ... во Христе Иисусе» (К Филиппийцам 4:7). Закон.