Урожай, жатва Библейская Энциклопедия Брокгауза

Урожай, жатва Земледелие год:

1) Бог в Своей верности людям ежегодно дает им У. (Иеремия 5:24) – так, как обещал Он после потопа, заключив союз с Ноем (Бытие 8:22). Его благословение создает благоприятную погоду (своеврем. весенние и осенние дожди) для богатых У. (Левит 26:3-5; Второзаконие 11:13-15; Псалтирь 64:10-14). После опустошений, произведенных ассирийцами, Бог обещает Езекии новый сев и новую жатву на третий год (Исаия 37:30). Благословение Господа, касающееся жатвы, относится ко всем людям без искл. Поэтому сбор полностью всего У. запрещен; оставшееся несобранным предназначается беднякам, пришельцам, вдовам и сиротам (Левит 19:9; Второзаконие 24:19-22). Бог слышит жалобу жнецов, которым недоплатили вознаграждение (Иакова 5:4). Радость жатвы и богатство нового У. служит прообразом будущего времени спасения (Исаия 9:3; Амос 9:13).

2) Наказывая людей, Бог уничтожает У. (Исход 9:25:31; Иеремия 12:13; Иоиль 1:11). Человек, проклятый Господом, посеяв, не собирает У. (Михей 6:15); его У. достается другим (Иеремия 5:17). кроме того, сам суд Божий часто изображается в образе истребленного У. (Исаия 16:9; Иеремия 48:32), жатвы (Иеремия 51:33; Иоиль 3:13; Откровение 14:15-20) и сбора остатков У. (Иеремия 6:9; Иеремия 8:13). В НЗ сбор У. часто символизирует последний Суд (От Матфея 3:12; От Матфея 13:30:39; От Марка 4:29). Иисус рассматривает Свои деяния и дела Своих учеников как жатву Господню, на которой не хватает работников для сбора У. (От Матфея 9:37; От Иоанна 4:35-38);

3) на примере сева и жатвы раскрыты основные законы духовной жизни. Многих библ. авторов волнует вопрос соответствия затрач. труда получ. результатам (Исаия 5:1-7; От Луки 13:6). Что человек посеет, то и пожнет – как доброе, так и злое (Иов 4:8; Притчи 22:8; Осия 10:12): плоть рождает тление, а дух – вечную жизнь (К Галатам 6:7-9). То же касается и меры: скупой или щедрой будет жатва, зависит от сева (2-е Коринфянам 9:6). Сеющий духовное (1-е Коринфянам 9:11) должен получать то, в чем он нуждается. Но любой сев связан с умиранием; только пав в землю, семя может принести плод (От Иоанна 12:24). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» (Псалтирь 125:5). Ассоциации с севом и жатвой возникают и тогда, когда Павел называет Христа «первенцем из умерших» (1-е Коринфянам 15:20). Здесь имеется в виду, что день воскресения (ср. От Матфея 28:1) – это тот же день по прошествии субботы, первого дня пресных хлебов, в который ежегодно, в качестве жертвы Богу, приносили священнику первый сноп жатвы (Левит 23:10). После этого жертвоприношения можно было есть хлеб нового У. (Левит 23:14);

4) в притчах также говорится о погоде, благоприятной или неблагоприятной для урожая (Притчи 25:13; Притчи 26:1).