Урим и туммим Библейская Энциклопедия Брокгауза

Урим и туммим, согл. Исход 28:30; Левит 8:8, небольшие предметы, находившиеся в наперснике первосвященника; посредством У. и Т. первосвященник мог узнавать волю Господа по отношению к Израилю (Числа 27:21). Во Втор. 33эти предметы упоминаются в обратном порядке: «туммим твой и урим твой»; в 1Цар. 28говорится только об уриме. После царствования Давида У. и Т. более не упоминаются, а после возвращения евреев из плена их уже вообще не было, о чем сообщается в 1Езд. 2:63; Неемия 7:65. В иуд. преданиях, а также в трудах Иосифа Флавия и Филона ничего определ. об У. и Т. не сказано; в Сир. 45:12 приведена прямая цитата. Когда в Библии говорится о том, что Израиль вопрошает Господа (Книга Судей 1:1; Книга Судей 20:18:23; Иисус Навин 9:14), то, вероятно, имеется в виду обращение к Нему с вопросом через У. и Т., особенно если при этом упоминаются первосвященник (Книга Судей 20:27:28) и ефод (1-я Царств 23:9-12; 1-я Царств 30:7:8). Часто ответом были «да» или «нет», но иногда это могли быть полные предложения и изречения, выходящие за рамки самого вопроса (1-я Царств 10:22; 2-я Царств 5:19:23:24). Вопрос мог остаться и без ответа (1-я Царств 14:37; 1-я Царств 28:6). На основании 1-я Царств 10:19-22; 1-я Царств 14:36-42 высказывалось предположение, что под У. и Т. подразумеваются камни для бросания жребия. Значение слов – точно не установленное – урим (традиц. толкование: «свет», возможно, как раскрытие некоей вины; другое толкование: «проклятие») и туммим (­ «совершенство», «невиновность», «счастье») может служить подтверждением подобной гипотезы. Но убедит. объяснения до сих пор не найдено. Свет совершенство, совершенный.