Ур Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ур

I. [аккад. «скреплённый асфальтом (город)» ]. Родной город Авраама (II), из которого он по зову Бога отправился в Харран (Бытие 11:28:31; Бытие 15:7; Неемия 9:7; ср. Деяния 7:2-4). Руины этого шумерского, а впоследствии вавилоно-халдейского города были скрыты под холмом Телль-эль-Мукаджар, прим. в 15 км зап. совр. русла Евфрата. У. был обнаружен в результате раскопок, проведенных Л.Вулли в 1922–1934 гг. ( Раскопки, IV,2). Древнее русло Евфрата пролегало вдоль западной границы города, имевшего две гавани, соединенные с рекой каналами. В центре города находилось святилище с храмовой башней – зиккуратом. Эта трехъярусная башня была построена из обожженных глиняных кирпичей, скрепл. асфальтовым раствором. Ее строительство относится к началу третьей династии Ура (прим. 2056–1950 гг. до Р.Х.), к правлению Ур-Намму. Нижний ярус был чёрным, средний – красным, верхний – синим и венчался куполом, украш. серебром и золотом. Царь Набонид распорядился обновить башню и сделать ее семиярусной по примеру вавил. храмовых сооружений (см. ил. на стр. 116). Здесь поклонялись богу луны Наннару, или Сину (ср. Иисус Навин 24:2), святилище которого было и в Харране. Самые древние находки в У. относятся ко времени каменного века и отделены от следов эпохи бронзового века толстым слоем ила ( Потоп). Особую известность приобрели реликвии из цар. захоронений (прим. 2500 г. до Р.Х.): шлем царя Мес-Калам-Шара и его золотой кинжал, головное украшение царицы Шубад (см. цвет. вклейку 20), мозаичные штандарты (см. цвет. вклейку 90) и проч. (см. ил. на стр. 365). Эти высокие достижения культуры, имевшие место за несколько веков до Авраама, парадоксальным образом сосуществовали с человеческими жертвоприношениями, жертвы которых обнаружены в цар. гробницах, от 6 до 80 – в отдельных захоронениях. Воины, музыканты, слуги и служанки сопровождали своих царств. господ и после их смерти.

II. Ура (евр. «огонь», «заря») отец одного из храбрых у Давида (1-я Паралипоменон 11:35).