Ум, разум, разумение, разумный Библейская Энциклопедия Брокгауза

Ум, разум, разумение, разумный

I 1) словом «У.» в Синод. пер. ВЗ часто передается др.-евр. слово лев «сердце», которое в библ. эпоху считалось не только внутр. органом, но и инструментом чувствования и мышления (Бытие 24:45; 3-я Царств 4:29; Иеремия 3:16; ср. Екклесиаст 2:1). В НЗ словом «У.» чаще всего переводится греч. слово нус (К Римлянам 12:2; К Колоссянам 2:18; От Луки 24:45); сходный смысл имеет и греч. слово дианойа – «разум» (2-е Петра 3:1, в Синод. пер. – «смысл»; 1-е Иоанна 5:20, в Синод. пер. – «разум»), а также айстэтэриа (в Синод. пер. – «чувства», К Евреям 5:14) и эннойа (мышление, намерения; К Евреям 4:12, в Синод. пер. – «намерения»). В тех случаях, когда речь идет о воззрениях и единомыслии, в греч. языке часто употребляются производные слова от глагола фронео. В библ. текстах понятие «ум» выражается целым рядом евр. и греч. слов, которые могут означать также «сердце», «понимание», «рассудок», «познание», «разум», «мудрость», «мысль», «мнение», «решение». Какое из значений подразумевается в каждом отдельном случае, можно судить по контексту;

2) при всем многообразии языкового выражения, смысл слова «У.» остается одним и тем же: под У. подразумевается средоточие восприятий, помыслов и намерений, а также волевые решения, предшествующие действиям человека (К Римлянам 12:2; К Ефесянам 4:17), Бога (Исаия 14:24; Иеремия 23:20; К Римлянам 11:34; 1-е Коринфянам 2:16). Разум позволяет людям обретать нравств. понятия. Именно наличием разума человек отличается от «неразумных животных» и поэтому может господствовать над ними (Бытие 1:28; ср. Псалтирь 48:21). Т.о., разум – это духовная сущность человека, он дает человеку способность искать ответы на вопросы бытия. Разум – это вместилище человеч. мыслей и планов. Разум и разумение человек получает от Бога (Исход 31:3; Иов 32:8; 3-я Царств 4:29). Библия нередко воздает хвалу разумному поведению (1-я Царств 25:3; Притчи 1:4; Притчи 17:27; Притчи 19:14; Притчи 23:12; Притчи 28:2).

II 1) со времени грехопадения человеческий У. стал «плотским» (К Колоссянам 2:18), подверженным суетности (К Ефесянам 4:17), превратным (К Римлянам 1:28), поврежденным, развращенным (1-е Тимофею 6:5; 2-е Тимофею 3:8) и оскверненным (К Титу 1:15). Грех коренится в самой основе умственной деятельности человека, поэтому слово Божье «судит помышления и намерения сердечные» (К Евреям 4:12; Сердце);

2) Библия призывает к преобразованию «обновлением ума» (К Римлянам 12:2). Через воздействие Св. Духа человек может познавать истину (1-е Иоанна 5:20; ср. 2-е Петра 3:1), проявлять послушание ей и учиться различать добро и зло (К Евреям 5:14). Верующим даруются У. и чувствования, как у Христа (1-е Коринфянам 2:16; К Филиппийцам 2:5), что способствует воцарению единомыслия в Церкви (К Римлянам 12:16; 1-е Коринфянам 1:10; 2-е Коринфянам 13:11; К Филиппийцам 2:2).

III. О Боге в Библии сказано, что Он все понимает, обо всем ведает, все подчиняет Своей ясной цели. Его Дух – это «дух премудрости и разума, дух совета и крепости» (Исаия 11:2; ср. Иов 12:13; Иов 26:12; Псалтирь 135:5; Притчи 8:14; Иеремия 10:12; Иеремия 51:15). Его разум «неисследим» (Исаия 40:28), но все человеч. помыслы открыты Ему (Псалтирь 138:2).

IV. Для постижения Божеств. и вечных истин человеч. разума оказывается недостаточно; человек не способен воспринять истину Божью (1-е Коринфянам 2:14; 2-е Коринфянам 4:4; К Ефесянам 4:18), доступ к Богу ему закрыт с момента грехопадения. Только когда мир с Богом, который превыше всякого разума, руководит нами и наполняет нас, наша внутр. сущность обретает покой (К Филиппийцам 4:7). Человеч. разум нуждается в просветлении Св. Духом и через Него приходит к послушанию Христу в вере (2-е Коринфянам 10:5). Тот, кто предоставляет свой разум Духу Божьему, совершает «разумное служение» (К Римлянам 12:1) и оказывается способным познавать волю Божью (К Римлянам 12:2; 1-е Иоанна 4:1).

V. Попытки человеч. разума быть независимым от Бога и самовластно судить о Божеств. и духовных истинах осуждаются Библией:

1) неразумны глупцы и безумцы (Притчи 18:2; К Римлянам 1:21), дети (Осия 13:13), бедняки (Иеремия 5:4), язычники (К Ефесянам 4:17);

2) в качестве признаков недостаточности У. называются: отсутствие смысла в словах (Иов 34:35), беспечность (Притчи 1:32), легковерность (Притчи 14:15), неумеренность и необузданность (К Римлянам 10:2; К Титу 3:3), непокорность истине (К Галатам 3:1:3);

3) признаками истинного У. считаются: стремление к знанию (Притчи 15:14); познание Святого (Притчи 9:10), понятливость (Притчи 1:2), удаление от зла (Иов 28:28), следование по путям Господним (Осия 14:10);

4) НЗ ясно говорит, что природный У. имеет границы (1-е Коринфянам 1:19). Ни иудеи, ни язычники не сведущи в том, что касается воли и сущности Бога (К Римлянам 3:11), ученикам Иисуса также пришлось долго учиться этому (От Марка 8:17; От Луки 24:45). Постоянной предпосылкой истинного духовного разумения является просвещение Духом Божьим (К Ефесянам 1:17:18; К Ефесянам 3:4; К Ефесянам 5:17; К Колоссянам 1:9; К Колоссянам 2:2; 2-е Тимофею 2:7; Откровение 13:18).

VI. Выражение «выйти из себя» подразумевает, что человек в своих речах и действиях уже не подчиняется контролирующей и направляющей власти своего сознания и силе суждения. Это может быть проявлением патологии ( Болезнь: безумие, безумный). Но иногда человек, движимый Духом Божьим, несправедливо слывет безумным в своем окружении (От Марка 3:21; От Иоанна 10:20; ср. Деяния 26 и 1-е Коринфянам 14:23).