Украшение Библейская Энциклопедия Брокгауза

Украшение

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ

У. всегда были очень популярны у израильтян и других библ. народов, как и вообще на Востоке. В Исаия 3:16-24 содержится своего рода опись различных У., которые в Израиле носили гл. обр. женщины, реже – мужчины и дети. ВЗ не осуждает У. как таковые, во всяком случае, до тех пор, пока увлечение ими не становится чрезмерным. Особенно много У. люди надевали по праздникам, но не отказывались от них и в повседневной жизни; в дни траура их снимали (Исход 33:4). Существовали У. почти для всех частей тела: их носили на лбу, в ушах, в носу, на щеках, на шее, на руках, на пальцах, на щиколотках и на ступнях ног. II. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УКРАШЕНИЙ 1) ЗАПЯСТЬЯ, или БРАСЛЕТЫ, носили преимущ. женщины – по одному или по несколько на одном или на обоих запястьях, а позднее и на предплечьях (Бытие 24:22; Иезекииль 16:11). Браслеты изготавливались из нескольких слож. вместе отрезков проволоки – золотой, серебряной, а позднее – бронзовой и железной, согнутых в кольцо. Концы запястий (браслетов), как правило, заходили один за другой. Изредка на браслетах встречаются замочки особого вида. У мужчин запястья могли служить знаками отличия (2-я Царств 1:10);

2) БРАСЛЕТЫ НА НОГАХ имели ту же форму, что и ручные, но были крупнее. В Ис. 3они упоминаются как женские У. Согл. Исаия 3:18, ножные браслеты иногда соединялись цепочками, что принуждало благородных дам к семенящим, коротким шагам;

3) СЕРЬГИ, имевшие форму кольца, иногда с подвесками дл. до 4 см, были завезены из Сирии. Их носили женщины и дети (Исход 32:2; Исаия 3:19), реже – мужчины, по крайней мере, мадианитяне (Книга Судей 8:26; Числа 31:50). Чаще всего серьги изготавливали из золота; они могли быть гладкими или ажурными. Их либо прищепляли к мочке уха, либо вдевали в продел. в мочке отверстие с помощью нитки или штифта;

4) КОЛЬЦА В НОСУ [евр. название нэзэм, как и для серег] имели ту же форму, что и серьги, и укреплялись на одном из крыльев носа или на носовой перегородке. Их носили преимущ. женщины (Исаия 3:20);

5) ПЕЧАТИ и ПЕРСТНИ С ПЕЧАТЬЮ (Бытие 38:18; 3-я Царств 21:8; Песни Песней 8:6; Аггей 2:23) представляли собой личную печать, вырез. из камня, чаще всего из кварца, реже из драг. камней, напр. из оникса (Исход 28:9) или изумруда (смарагда) (Сир. 32:8). Эти печати носили либо на шнурке на шее, либо на пальце как перстень (Бытие 41:42; Иеремия 22:24);

6) ОЖЕРЕЛЬЯ из жемчуга и металлич. шариков, а также бусы из бисера, разноцветных драг. камней, раковин, а позднее цепочки из золота, носили, как правило, женщины (Исход 35:22; Песни Песней 1:9; Песни Песней 4:9; Иезекииль 16:11). Ожерелья и бусы спускались до уровня груди или до пояса. Иногда носили искусно изготовл. подвески, наниз. на нить, особенно т.наз. «луночки» (Исаия 3:18). Под «привесками» нередко подразумеваются один или несколько амулетов (см. ниже). Если говорится, что мужчина носил цепь на шее, то, по-видимому, речь идет о каком-то знаке отличия (Бытие 41:42; Даниил 5:7);

7) АМУЛЕТЫ (в Синод. пер. – «привески волшебные») величиной прим. 1–4 см, из фаянса или полудраг. камней, носили на цепочке или на нити вокруг шеи (Исаия 3:19). Первонач. они были завезены, вероятно, из Египта, поскольку изображали свящ. животных или непонятные иероглифы. Типичными для самого Израиля были амулеты из просверл. костей, по форме напоминающих булаву;

8) о подвесках на щеках известно только из Песни Песней 1:9;

9) ВЕНЕЦ, или диадема, гладкая или орнаментиров. полоска благородного металла дл. ок. 20–30 см, исторически восходящая к тканой или крученой из шерсти ленте на лбу. В первую очередь венец служил знаком цар. достоинства (2-я Царств 1:10; 4-я Царств 11:12), а в Персии являлся принадлежностью высокопостав. чиновников (Есфирь 8:15). Венцами украшали жениха и невесту (Псалтирь 20:4; Песни Песней 3:11; Иезекииль 16:12);

10) наконец, следует упомянуть ФИБУЛЫ, искусно изготовл. застежки для распашной одежды в виде брошей, которые выполняли функции одежной булавки. Они пришли в Палестину с Кипра и состояли из одинарного или двойного, гнутого или составл. из двух частей стержня из бронзовой проволоки. Обычная дл. такой застежки – 6–7 см. III. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1) поскольку У. в значит. мере характеризует личность человека, который носит его, в метафорич. значении оно нередко выступает как символ. Так, привязанность носителя к своим У. образно переосмысливается как верность народа Богу (Иеремия 2:32) или верность Бога Своему народу (Исаия 61:10);

2) в Откр. 21новый Израиль, Церковь Христова, сравнивается с невестой, надевшей У. Вообще У. служит выражением радости, особенно в общении с Богом (Исаия 61:3);

3) тем не менее уже в ВЗ ощущается перелом в оценке отношения к У. В Притчи 1:8:9 явно говорится о том, что истинным У. являются послушание, прилежание и мудрость. В Притч. 20У. названа седина стариков, а не ухищрения, призв. скрыть возраст. Но только в НЗ идет речь об У. в смысле духовной красоты, жизни в послушании Богу. Здесь однознач. отвергается чрезмерное стремление к внешнему украшательству, вероятно из-за того, что У. обладают искусит. силой, односторонне заостряя внимание на человеч. теле, что отвлекает взгляд человека от истинной, внутр., сущности (1-е Тимофею 2:9; 1-е Петра 3:3).